Macroud (macroud) wrote in drugoe_kino,
Macroud
macroud
drugoe_kino

Categories:

«Солярис» Андрея Тарковского, 1972



Великий фильм, смыслы которого еще будут раскрываться и раскрываться…

Психолог Крис Кельвин летит на орбитальную станцию планеты Солярис, чтобы вынести вердикт о целесообразности продолжения исследований и сохранения станции или свертывания проекта – за много лет ничего толком узнать о планете, полностью покрытой Океаном, не удалось, а экипажу вдалеке от Земли начинает мерещиться черти чего. По одной из гипотез Океан разумен, но достоверных подтверждений этому нет…



Перед отлетом Крис в доме своего отца беседует с Бертоном, когда-то работавшим на станции Соляриса. Крис заявляет, что его задача – добиться прогресса в продвижении топчущейся на одном месте уже много лет соляристики, либо прикрыть лавочку. И если надо пойти на крайние меры, например, воздействовать на Океан Соляриса жестким излучением, он при отсутствии другого способа, пойдет на это. А Бертон говорит Крису, что человеческое познание вообще и Соляриса в частности должно быть нравственным, что познание любой ценой, через разрушение познаваемого недопустимо. Крис парирует, что нравственным познание делает человек, т.е. любой факт можно описать с нужной точки зрения, при том, что сам этот факт объективно остается неизменным. В общем, они поругались и Бертон уехал.

Отец Криса, узнав о причине спешного отъезда Бертона, встал на сторону того – мол, Земля-то приспособилась к нашей бездушной цивилизации, а космос хрупок и беззащитен и таких рациональных типов, как ты, туда пускать нельзя. В общем, и с отцом Крис поругался…

Крис, этот продукт земной технической цивилизации, имеющий твердую цель и ограниченный только целесообразностью, прилетает на станцию Соляриса и… сталкивается со своим внутренним миром, буквально отраженном в его давно умершей жене Хари. Разбить зеркало не получается – осколки по воле Океана вновь и вновь собираются вместе и продолжают отражать «скелеты в шкафу». В нечеловеческих условиях он ведет себя как человек и… становится еще более человеком – он обретает ту самую духовность, которой так недостает современной технической цивилизации, где наука и целесообразность заменили собою этику и горение сердца.



Хари на Солярисе – это не воспроизведенная матрица той, погибшей Хари, как заявил Сарториус, этот классический тип физика-циника, а образ той Хари, адаптированный Крисом для себя. И в этот во всех смыслах родной для себя образ Крис и влюбился по уши, хотя для настоящей Хари там, на Земле, его любви не хватило… А ведь не влюбиться в эту новую Хари Крис не мог, потому что она, в отличие от той, – его личный идеал.



Крис совершает титаническую внутреннюю работу. Но ведь внутренняя работа снаружи-то не видна, а ее усиление тормозит все внешние реакции. Потому и кажется, что Банионис в фильме блекл и, скорее, служит оттеняющим обрамлением Ярвета, Солоницына, Бондарчук и других, на что обратил внимание elnitskiy в одном из своих комментариев.

Партнеры Баниониса, действительно, один ярче другого. А великий Юри Ярвет настолько колоритен, что, как в том анекдоте про девушку («ты ходы, туда-суда…»), может просто молчать – и этого будет достаточно.









Герои этих актеров живут, просто живут, а герой Баниониса – работает, переформатируя свою душу, он замкнут на себя внутреннего: в фильме нет ни одного кадра, где бы Банионис не был напряжен. Ну, за исключением периода до прилета на станцию, когда его герой еще обладал истиной. Это – блеклость? Нет, это та самая сверхзадача.









Как сказал Снаут в лице Ю. Ярвета, «мы вовсе не хотим завоевывать никакой космос, мы хотим расширить Землю до его границ,… человеку нужен человек»… И Солярис дает человеку возможность встретить человека, самого дорогого человека, полностью соответствующего его внутреннему миру. Это ли не счастье? А когда человек счастлив, его не интересует смысл жизни и прогресс цивилизации – он просто живет.

Есть в конце фильма один очень странный, если не сказать бредовый, эпизод: Крис подходит к отчему дому, заглядывает в окно, а там, внутри идет дождь, и отец на этот дождь никак не реагирует – дождь для него естественен… Что бы это значило?

Вернемся в начало. Там Крис тоже попадает под дождь, некоторе время терпит его, пытаясь приспособиться, принять, но не выдерживает и ретируется в дом. Крис-то готов, да вот не получается. Дом – это внутренний мир, а дождь – стихия, тот же космос – мир внешний, который человечество в лице Криса намеревается покорить. Но вот не находят эти два мира точек соприкосновения, не дается внешний мир Крису…

Дождь в доме… Внешний мир, космос проник в мир внутренний. Не человек покорил космос, а космос кооптировал человека. Идея отца о невозможности и опасности отношения к космосу как объекту завоевания победила. Гармония внутреннего и внешнего миров – вот настоящий дом, отечество и смысл жизни. Противопоставление себя внешнему миру не дает счастья.



Крис, тот, что сначала был продуктом и выражением цивилизации, выбирает человечность и счастье. Солярис примиряет его с отцом и с… собой.



Tags: 1972, Андрей Тарковский, советское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →