Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
«Конформист»/Il Conformista (Франция-Германии-Италия, Бернадро Бертолуччи, 1970)
portret
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
ПРОСТАЯ КАРЬЕРА МАРЧЕЛЛО КЛЕРИЧИ



«Конформист» ( Il Conformista, совместное производство Франции, Германии, Италии) снят в 1970 году тогда еще 29-летним Бертолуччи по одноимённому роману Альберто Моравиа (1951).

Действие фильма начинается в Риме в 1938 году, в расцвет фашистской диктатуры в Италии. Тридцатитрёхлетний аристократ Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян) из всех сил стремится обрести статус благонадежного гражданина. Он поступает на службу к фашистам и собирается жениться на симпатичной, но более ничем не примечательной буржуазке по имени Джулия (Стефания Сандрелли). Как становится ясно из его воспоминаний, Марчелло с детства отчужден от родителей (мать — морфинистка, отец — в психиатрической лечебнице), а также винит себя в смерти пристававшего к нему красавца-водителя Лино (Марчелло уверен, что застрелил его, будучи 12-летним подростком).

Марчелло с женой в медовый месяц отправляются в Париж. Попутно он получает задание - убить профессора-антифашиста Квадри (Энцо Тарашио), эмигрировавшего во Францию после прихода к власти Муссолини. Он должен выйти на профессора (Марчелло когда-то был его студентом, и кроме того, влюблен в его жену), при возможности выманить его из столицы и застрелить. Одним словом, чтобы окончательно стать своим, необходимо совершить предательство и убийство.

«Конформист» в свое время снискал немалый успех. На Берлинском кинофестивале 1970 года он получил приз журналистского сообщества, позднее номинирован на «Золотой глобус» в категории «лучший иностранный фильм» и на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг говорили о „Конформисте“ как о первом повлиявшем на них современном фильме.

В советский прокат картина попала в предельно искалеченном виде: сокращенной на 40 минут (по словам режиссёра, урезанной «до полной неузнаваемости»), в чёрно-белом варианте, да еще и перемонтированной. Ныне, пусть и в ограниченном прокате, вышла не просто полная, но и отреставрированная версия.

В свое время фильм хвалили за формальное новаторство; однако гений киноформы, радикал Жан-Люк Годар, которого Бертолуччи боготворил, отреагировал на ленту пренебрежительно. Сегодня понятно, насколько в худшем смысле слова театральна стилистика «Конформиста»– с множеством грубых мазков, с чрезмерной, или, напротив, невнятной работой исполнителей; ключевая сцена убийства профессора и его жены превращена в крикливый, затянутый гиньоль. Пытаясь показать податливость героя, Бертолуччи полностью стирает его личность, низводя характер Марчелло до набора порывистых движений и не всегда мотивированных реакций. Трентиньян – выдающийся актер, но задание от режиссера он получил явно неинтересное. Все политические и экзистенциальные конфликты сводятся, по сути, к очень ограниченному набору психосексуальных травм протагониста.

Но что же, собственно, остается от «Конформиста», если его эстетика уже не действует? Остается история, даже с моралью.

Герой несет на себе двойную ложную вину: во-первых, вымышленную им самим – он думает, что убил того человека; другое бремя наложено «моральным большинством» – Марчелло чувствует себя ущербным из-за своей скрытой гомосексуальности. Чтобы заработать алиби, он и стремится стать образцовым членом общества, именно поэтому – а не по убеждениям –идет служить к фашистам (прекрасно зная им цену), женится на нелюбимой, но благонравной женщине, соглашается на унизительные процедуры медицинской проверки перед браком и по заданию партии берется за самую грязную работу.

Любая тирания держится не на опричниках, гестаповцах или КГБ-шниках, а на тех, кто гордится своим соответствием общепринятой, сколь угодно уродливой норме, кому не больше всех надо, кто знает свой шесток, не лезет поперед батьки в пекло, считает, что его хата с краю, что «всё без нас решили» и рассуждает о том, что «нет однозначно черного или белого» даже по соседству с концлагерем.

Именно поэтому напомнить об ужасе конформизма лишний раз не помешает - и премьера этого, пусть и переоцененного фильма, весьма актуальна.

Ведь не все помнят строки Александра Галича, написанные еще за 7 лет до выхода «Конформиста» в свет:

Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи.


Дмитрий Десятерик


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Эка... там же все сложнее то. Главный герой действительно обладал целым букетом подавляемых переживаний (вот например целая статья на вики фрейдисткими трактовками этого произведения - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)), но интересно, что ему не нужны ни влияние, ни деньги, нечего такого, что вписывается в понятие конформизма as it as. Он человек неглупый и незаурядный. Кстати, он мог и сбежать из страны и нормально устроится без всяких сделок с совестью - вот это было реально конформизмом. Там же тот профессор так и поступил, в чем его и обвинял главный герой. А желание "быть как все" для Марчелло, который как раз по жизни "не как все" - это скорее вымученное решение, типа психологической аскезы или эксперимента.

В статье из Вики, кста, говорится, что профессор с женой есть намек на Годара и Карину. Может ему это и не понравилось))

Тринтиньян -- актёр колоритный, но очень глупый. Его звал Феллини на роль Казановы и тот же Бертолуччи на главную роль в "Последнем танго в Париже", Тринтиньян отказался (о чём потом сильно жалел).

Мефисто в принципе о том же, и лучше сделан. В конформисте все-таки главное - литературная основа.

Всё же стоит особо подчеркнуть, что не лишним будет перечитать и роман Альберто Моравиа))).

Конформисты обычно люди убогие, пытающиеся обойти своих современников за счет глубокого проникновения. Поэтому и рассказ о них получается плоским. Фильм я пока не смотрел, это из личного опыта. Встречаются среди них и талантливые люди (упомянутый "Мефисто"), но это абсолютно другая история.

Текст написан ради того, чтобы присобачить к европейскому искусству пошлости Галича. Не выйдет, и вообще фи. Потому что даже если принять применимость в обоих случаях слова "конформизм", у людей типа Галича он просто был, искренний и незамутненный, без мук и каких-либо глубин, а все остальное, включая приведенные строки, -- только сублимация и перекладывание на других своего (много чего).

Конформизм Галича? Это примерно как сладость хрена...

Член Союза писателей СССР не мог не быть конформистом. Точнее, или он целиком был носителем той культуры, которая требовалась для членства в ССП, или он лгал. Конформистом его можно считать только во втором случае, строго говоря. Но мы же знаем, как, кто и зачем попадали в ССП. А что попротестовал, так то еще хуже: ибо в основании протеста носителя этой культуры всегда только глупость и бесчестность.

Для членства в СП требовалось быть литератором. По сценариям Галича было поставлено несколько фильмов. Этого вполне достаточно, чтоб быть членом СП. Никакого специального конформизма не требовалось.

В вот когда галич вскоре начал писать антисоветские песни, его, естественно исключили. Неписание антисоветских песен конформизмом не является.

Все точно Вы написали, все так,но я не согласна с одним - Годар просто завидовал (да, гении тоже завидуют другим гениям, что делать), фильм гениальный.Сцена убийства в лесу изумительна, потрясающа и вообще, фильм точный,мощный, и красивый, он не устарел нисколько. В нем много воздуха. Трентиньян прекрасен и делает героя намного более сложным, чем это мог бы сделать просто хороший актер.
Мне кажется, что это лучший фильм Бертолуччи...

По-моему, Бертолуччи вообще часто берет хорошую литературную основу и делает из нее весьма посредственную усредненную визуализацию, оставляя практически одну сюжетную канву и совершенно не умея или не желая передать метафизику, дух романа... Так было и с Конформистом, и с Мечтателями, и с Под покровом небес... Особенно мне обидно за Боулза- снять столь конкретное, бытовое кино по такому метафизическому роману...

Совершенно согласен! Да, именно так!
ББ, по-моему, вообще один из самых переоцененных европейских режиссеров.

  • 1