?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Класс коррекции" (2014, реж. И. Твердовский-мл.)
bw
lookaround wrote in drugoe_kino
Ура! Случилось!

Случилось, наконец, Большое Кино про школу и молодёжь. Подчёркиваю, Большое Кино. Не фестивальное, не артхаусное, не узконишевое и ограниченно-прокатное, а именно Большое. Редкий случай для авторского кино. А для дебютного – и подавно. Имя этому кино - «Класс коррекции».

1_4372dd79
Каюсь, прочитав несколько обзоров и доверившись чужим авторитетам, я совсем не спешил посмотреть работу Ивана Твердовского-младшего. Если бы не случай, я бы, наверно, так и не увидел «Класс коррекции». Но увидел. И пребываю в восторге!

В мае этого года, на «Кинотавре», главном киносмотре страны, были представлена и отмечена критикой сразу целая плеяда картин – сделанных, грубо говоря, молодёжью для молодёжи и зачисленных в условную Новую Волну. В их числе был и «Класс коррекции», получивший не только Приз за лучший дебют, но и (а вот это удивительно!) Приз жюри кинопрокатчиков. Вместе с призом «Классу коррекции» предложили и самый что ни на есть широкий прокат – 200-300 копий по России. (Для сравнения, многим авторским фильмам и 20 копий – счастье неописуемое).

2_11af129a

Появление такой картины в широком прокате - это огромная удача для современных подростков. У нашего поколения, тем кому сейчас 30+, просто не было кино о себе и своем взрослении. Не было собственного кино-зеркала. Мы никогда не видели себя на экране, и возможно уже не увидим. Мы росли либо на прекрасных, но морально устаревших, дидактических советских картинах типа «Гостья из Будущего» или «Вам и не снилось», либо перестроечных, протестных, но также сияющих сединами авторов «Ассе» и «Курьере», либо, как последний вариант, нахлынувшем в 90-х видео. Те, кто подрастал после миллениума, могут ещё похвастать, что добавили к этому списку огромный пласт школьных аниме-сериалов.

5_ff50c6cb

Но «Класс коррекции» - это не только талантливый слепок с современной школьной натуры. (А Иван со съёмочной группой достаточно поездил по школам Москвы и Подмосковья ещё на этапе написания сценария). Как и полагается Большому Кино, оно позволяет изменять масштаб: в данном случае, класс коррекции можно экстраполировать до размеров школы, общей системы образования или государства в целом - как захотите. Картина наследует традиции Новой Драмы (кино, подчёркнуто документальной формы, претендующему на достоверное описание реальности) с одной стороны, а с другой – проводит параллели с лучшим подростковым кино 70-80-х, в частности, очевидна отсылка к сюжету "Чучела" Ролана Быкова - новенькая ученица приходит в класс, вскоре влюбляется, а затем страдает от жестокости и предательства.

8_aad6bf4e

Примета времени - в отличие от картины Быкова, актеры Твердовского, во многом соавторы фильма, не имели чётко прописанных диалогов и импровизировали по ходу съемок, от чего фильм стал много достовернее. Как и положено современному молодёжному кино, в конфронтации «отцов и детей» симпатии автора на стороне подростков, а не взрослых. Но, надо отдать должное Ивану и исполнительницам возрастных ролей, портреты учителей и родителей не получились плоскими – буквально мелкими штрихами вырисованы нюансы характеров, полутона внутренней борьбы. Обнаружить этот объем было очень приятно. Следует отметить и первоклассную операторскую работу 26-летнего Федора Стручева, также дебютанта в большом кино – живая «документальная» камера смотрится предельно естественно, так, как будто ты сам даже не очевидец, а участник происходящего.

Тем, кто собирается смотреть фильм, смотреть не рекомендую.

Что мне ещё понравилось, и я хочу это особо подчеркнуть, что наравне с жестокостью, характерной для подавляющего большинства фильмов про школу, в фильме Ивана присутствует и любовь, и юмор. И вообще, он смотрится очень живо. Хронометраж без претензий, всего 1 час 25 минут, которые пролетают на одном дыхании. Каждый момент насыщен - хочется то злиться, то радоваться, то плакать, то смеяться. В одной маленькой сцене автор позволил себе даже самоиронию, в виде шутки про собственный же фильм.

6_17d4e1a2
Совершенно незаметно в фильме отсутствие мата – на месте запрещенных слов появляются не менее яркие «кабзда», «падаль» и другие богатства русского языка. Не злоупотребляет Твердовский и другими штампами молодежного кино: алкоголь, менты, граффити – всё это есть в кадре, но без фокусировки, без тошноты. Как нет фокусировки и на патологиях героев – физической или психической. Герои фильма не выглядят инвалидами. Они даже «другими» не выглядят. Скорее, просто такие вот трудные подростки. Мало ли таких?

BZ7MamDVg2E
режиссер Иван Твердовский (младший)


А ещё в «Классе коррекции» случается Чудо. Многие молодые режиссёры, увлекаясь реализмом, скатываются в какую-то тотальную беспросветность и цинизм – для них Чудо не документально. Оттого реальность их становится серой унылой клеткой - без права выхода к высоким чувствам, к волшебству, к Божественному, если хотите. Но у Твердовского, также автора нескольких документальных работ, связь с тонким миром, слава богу, не утрачена. В его кино осталась магия – и, может, в этом секрет успеха.


promo drugoe_kino april 21, 12:37 1
Buy for 100 tokens
Посмотрел вчера три шикарных картины, все три - криминальные, но совершенно непохожие друг на друга. Начну с наиболее зрительской. ПИРАНЬИ НЕАПОЛЯ - чистый праздник: лихо закрученный сюжет, динамичные съемки и, конечно, мега-харизматичный главный герой, 15-летний парень Нико. Мафия умирает,…

  • 1
О! Надо смотреть!
Огромное спасибо за наводку.

где его посмотреть?
Почитала прессконференцию - захотелось еще больше глянуть

надеюсь, что количество копий - не просто красивые слова. а потому, посмотреть можно будет практически в каждом крупном городе.

да, спасибо, тоже надеюсь )

Наши не умеют снимать!

Спасибо. Посмотрим.

Спасибо, посмотрю)

Если я не ошибаюсь, фильм снят по книге Екатерины Мурашовой "Класс коррекции".

не совсем так. книга послужила только первоначальной идеей, но сценарий фильма писался отдельно, а некоторые сцены возникли по ходу.

у Мурашовой - фэнтези, что в нашем кино с нашими бюджетами практически не экранизировать.

Интересно. Спасибо за наводку.

спасибо. интересно.

Большое спасибо за отзыв. Непременно посмотрю фильм. Книгу Катерины Вадимовны читала, очень понравилось. Не сказала бы, что она фэнтази, разве только в конце немного:) Надеюсь, что фильм тоже не разочарует.

пожалуйста. я не читал, но видимо к книге фильм имеет очень слабое отношение. будьте готовы)

(Deleted comment)
Ещё перед написанием этого поста специально для сравнения посмотрел "Все умрут, а я останусь" Германики. Равно как ещё в июне посмотрел "Комбинат "Надежда" Мещаниновой.

Вот последний абзац как раз про них.

кто разобрался как снимали сцену под поездом, я склейки не увидел, неужели реально актер ложился под поезд? А вообще фильм стоящий. Не применительно ко всем смотрящим, а относительно качества работы.

18-я минута - ваш вопрос


на другой пресс-конфе двояко ответили - Иван сказал, что да, мол реально. Продюсер сказал, что Ваня так шутит, потому что мол подсудное дело и это монтаж)

хорошему фильму нераскрытая интрига не повредит)))

Edited at 2014-11-03 10:34 pm (UTC)

А можном оффтопик спросить, что случилось с модерацией и вообще с сообществом? Вы его не продали, случайно?

спасибо за беспокойство, но для таких комментариев есть специальное место. ссылка на правой панели стоит. и в профиле. и вот теперь ещё тут )

http://lookaround.livejournal.com/389011.html?mode=reply

Ну, всё-таки было бы неправильным картину экстраполировать на отечественную систему образования в целом, хотя такой соблазн есть, конечно. Сам работаю в коррекционной школе, правда VIII вида, это олигофрены, практически ничего общего в отношениях учителя-дети с соответствующим дискурсом фильма не вижу. Впрочем, у Твердовского класс КО, а не школа, в этом случае отношение учителей к детям наверняка иное, ведь основные подопечные у них "обычные" дети, так что предвзятость к ККО понятна.

И да, по поводу "огромной удачи для современных подростков." - на фоне всей этой чернушности кинА для детей-подростков, уж лучше вернули бы старые добрые советские "дидактические" фильмы)

насчёт "старых дидактических", я недавно "Чучело" персмотрел, и смотрелось оно жалко и нелепо - всё наиграно.

вот тут потом обсуждали: http://drugoe-kino.livejournal.com/3009835.html


но были и классные фильмы, конечно. имхо, как раз чем меньше дидактики, тем более вечные фильмы.

Да Чучело-то не совсем типично советский фильм, я скорее имел ввиду упомянутую вами Гостью из будущего и иже с ней "морально устаревшие") картины. То есть фильмы без, имхо, жестокостей, типа как случай с изнасилованием-неизнасилованием в Классе коррекции.


Это страшное кино,первый фильм за много лет,от которого мурашки по коже,после "Путешествия с домашними животными"...
Но мурашки и от другого,от реальности происходящего,увы.
Я один из немногих в сообществе,кто с таким сталкивался и даже погружался в класс коррекции,ничего нового в фильме,чтобы увидеть такой фильм,нужно просто сделать шаг в сторону,в сторону от богатых,знаменитых и медийных....

Не понимаю восторгов, фильм тяжёлый и страшный. Конец уже проматывал потому-что смотреть это неприятно, и если похожая реальность жесть где-то есть, что-то не так в этом мире (или стране?). Что не понравилось так это дёрганая камера а так всё на высоте и актёрам веришь (не то что в современных русских мыльных сериалах).

я бы разделял - сюжет и кино. сюжет тяжелый, а кино снято отлично. восторги к кино относятся, не к сюжету конечно.

просто хотел глянуть душевное русское кино, но оказалось... для этого фильма я бы поставил тег - "немного чернуха", и сразу стало бы ясно что к чему, потому-что из описания всё выглядит более радужно.

ну... "немного чернуха" уже по трейлеру понятна

  • 1