Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Category:

"Класс коррекции" (2014, реж. И. Твердовский-мл.)

Ура! Случилось!

Случилось, наконец, Большое Кино про школу и молодёжь. Подчёркиваю, Большое Кино. Не фестивальное, не артхаусное, не узконишевое и ограниченно-прокатное, а именно Большое. Редкий случай для авторского кино. А для дебютного – и подавно. Имя этому кино - «Класс коррекции».

1_4372dd79
Каюсь, прочитав несколько обзоров и доверившись чужим авторитетам, я совсем не спешил посмотреть работу Ивана Твердовского-младшего. Если бы не случай, я бы, наверно, так и не увидел «Класс коррекции». Но увидел. И пребываю в восторге!

В мае этого года, на «Кинотавре», главном киносмотре страны, были представлена и отмечена критикой сразу целая плеяда картин – сделанных, грубо говоря, молодёжью для молодёжи и зачисленных в условную Новую Волну. В их числе был и «Класс коррекции», получивший не только Приз за лучший дебют, но и (а вот это удивительно!) Приз жюри кинопрокатчиков. Вместе с призом «Классу коррекции» предложили и самый что ни на есть широкий прокат – 200-300 копий по России. (Для сравнения, многим авторским фильмам и 20 копий – счастье неописуемое).

2_11af129a

Появление такой картины в широком прокате - это огромная удача для современных подростков. У нашего поколения, тем кому сейчас 30+, просто не было кино о себе и своем взрослении. Не было собственного кино-зеркала. Мы никогда не видели себя на экране, и возможно уже не увидим. Мы росли либо на прекрасных, но морально устаревших, дидактических советских картинах типа «Гостья из Будущего» или «Вам и не снилось», либо перестроечных, протестных, но также сияющих сединами авторов «Ассе» и «Курьере», либо, как последний вариант, нахлынувшем в 90-х видео. Те, кто подрастал после миллениума, могут ещё похвастать, что добавили к этому списку огромный пласт школьных аниме-сериалов.

5_ff50c6cb

Но «Класс коррекции» - это не только талантливый слепок с современной школьной натуры. (А Иван со съёмочной группой достаточно поездил по школам Москвы и Подмосковья ещё на этапе написания сценария). Как и полагается Большому Кино, оно позволяет изменять масштаб: в данном случае, класс коррекции можно экстраполировать до размеров школы, общей системы образования или государства в целом - как захотите. Картина наследует традиции Новой Драмы (кино, подчёркнуто документальной формы, претендующему на достоверное описание реальности) с одной стороны, а с другой – проводит параллели с лучшим подростковым кино 70-80-х, в частности, очевидна отсылка к сюжету "Чучела" Ролана Быкова - новенькая ученица приходит в класс, вскоре влюбляется, а затем страдает от жестокости и предательства.

8_aad6bf4e

Примета времени - в отличие от картины Быкова, актеры Твердовского, во многом соавторы фильма, не имели чётко прописанных диалогов и импровизировали по ходу съемок, от чего фильм стал много достовернее. Как и положено современному молодёжному кино, в конфронтации «отцов и детей» симпатии автора на стороне подростков, а не взрослых. Но, надо отдать должное Ивану и исполнительницам возрастных ролей, портреты учителей и родителей не получились плоскими – буквально мелкими штрихами вырисованы нюансы характеров, полутона внутренней борьбы. Обнаружить этот объем было очень приятно. Следует отметить и первоклассную операторскую работу 26-летнего Федора Стручева, также дебютанта в большом кино – живая «документальная» камера смотрится предельно естественно, так, как будто ты сам даже не очевидец, а участник происходящего.

Тем, кто собирается смотреть фильм, смотреть не рекомендую.

Что мне ещё понравилось, и я хочу это особо подчеркнуть, что наравне с жестокостью, характерной для подавляющего большинства фильмов про школу, в фильме Ивана присутствует и любовь, и юмор. И вообще, он смотрится очень живо. Хронометраж без претензий, всего 1 час 25 минут, которые пролетают на одном дыхании. Каждый момент насыщен - хочется то злиться, то радоваться, то плакать, то смеяться. В одной маленькой сцене автор позволил себе даже самоиронию, в виде шутки про собственный же фильм.

6_17d4e1a2
Совершенно незаметно в фильме отсутствие мата – на месте запрещенных слов появляются не менее яркие «кабзда», «падаль» и другие богатства русского языка. Не злоупотребляет Твердовский и другими штампами молодежного кино: алкоголь, менты, граффити – всё это есть в кадре, но без фокусировки, без тошноты. Как нет фокусировки и на патологиях героев – физической или психической. Герои фильма не выглядят инвалидами. Они даже «другими» не выглядят. Скорее, просто такие вот трудные подростки. Мало ли таких?

BZ7MamDVg2E
режиссер Иван Твердовский (младший)


А ещё в «Классе коррекции» случается Чудо. Многие молодые режиссёры, увлекаясь реализмом, скатываются в какую-то тотальную беспросветность и цинизм – для них Чудо не документально. Оттого реальность их становится серой унылой клеткой - без права выхода к высоким чувствам, к волшебству, к Божественному, если хотите. Но у Твердовского, также автора нескольких документальных работ, связь с тонким миром, слава богу, не утрачена. В его кино осталась магия – и, может, в этом секрет успеха.

Tags: 2014, Иван Твердовский, Класс Коррекции, Мария Поезжаева, Филипп Авдеев, про школу, российское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments