"Жизнь как она есть" Сейеда Саджада Мусави, гордо аттрибутированная как иранско-малайзийская копродукция - в чистом виде социальная документалка, снятая на коленке любительской камерой: иранские женщины приезжают в Малайзию работать в интернат для детей с синдромом Дауна и ДЦП. Очень тёплые и добрые кадры, больше напоминающие хоум-видео.
"Маруся" (режиссер Навид Михак, Иран - Армения) - восторженный оммаж армянской актрисе Марусе Вахрамян, большую часть жизни прожившей в иранском Тебризе. Молодой режиссер едет в Армению и снимает Марусю и о Марусе (ему крайне повезло, так как недавно Маруся Вахрамян умерла). Главное достоинство фильма - саундтрек: музыка родного внука Маруси, чрезвычайно одаренного композитора Вартана Вахрамяна, много пишущего для кино.
Фильм "Глаза" Мохаммада Резы Фартуси - импрессионистские зарисовки о революции в Йемене, приведшей к свержению президента Али Салеха: монолог молоденькой девушки Надии Абдуллах, невольно ставшей главным фотолетописцем йеменской революции, иллюстрируемый её потрясающими по силе воздействия фотоработами. Лица Надии мы так и не увидим: она постоянно в глухом черном никабе, из-под которого только сверкают два огромных глаза, давших название фильму. Вышедшая на улицу в числе сотен тысяч своих соотечественников, Надия подробно документировала ход событий, выкладывая фото в интернет, откуда они уже разошлись по всему миру в передовицах газет.
Несмотря на обилие крови, слёз, горя на фотографиях Надии Абдуллах - фотографии подавления бунта пугающе реалистичны - отношение фотохудожницы к революционному процессу восторженное, ей очень живо удаётся передать дыхание стотысячной толпы, опьяняющую атмосферу народного единения. Передается её восторженность и автору фильма, Мохаммаду Фартуси - картина пронизана вполне отчётливо читающейся завистью автора йеменцам, добившимся успеха, и плохо скрываемой досадой по поводу захлебнувшейся протестной кампании в самом Иране. "Для нас Президенты Салех, Мубарак и другие диктаторы - в чистом виде марионетки Запада", - говорит героиня. Ответ режиссеру напрашивается сам собой: в его Иране ситуация была зеркально обратная, вот только понимает он это или нет?...
И наконец, на данный момент лучшее, что я увидела в первый фестивальный день - обаятельнейшая документальная лента Мазина Махди Шерабаяни "Граница" о киносъемках в иракском Курдистане.
В этом году Казанский кинофестиваль представил обширную курдскую программу - авторы гордо называют себя курдскими кинематографистами, независимо от того, на какой территории разделенного между четырьмя странами Курдистана они живут и работают. Главные герои ленты - курдские режиссёр Шавкат Аман Корки и продюсер Мемет Акташ - рассказывают о своем фильме, представляют свою съемочную группу, показывают эпизоды трудной и кропотливой работы на съёмках . В жанре "фильм о фильме", собственно, нет ничего оригинального, если бы речь не шла о курдском кинематографе: в курдском обществе синема - харам, отношение к нему варьируется от подозрительного до открыто враждебного, и набрать съемочную группу и актеров для курдского кино не так-то просто. Главная героиня фильма Корки и Акташа, красавица Шима Малаи живет в Иране, и теперь опасается ехать домой, поскольку у своих иракских друзей снималась с непокрытой головой. Не признающие искусственно разделяющих их границ курды смертельно рискуют, в 21 веке возя из Ирака в Иран и обратно киношный реквизит на ослике, в сопровождении проводника-контрабандиста с пушистыми усами - за любовь к кино можно заплатить жизнью.
"У нас пока нет своего государства, но есть свое кино", - говорит режиссер Шавкат. Курдские кинематорафисты, волею судеб разбросанные по разные стороны от государственных границ, сотрудничают между собой - так, в кадре появляется иранский режиссер курдского происхождения Салем Салавати, который в эти дни тоже с нами в Казани. Ассистентом у Шавката и Мемета работает Джаляль Панахи - вы сомневаетесь в том, что он родственник опальному на Родине Джафару Панахи?? Лично я не сомневаюсь:).
Творческий коллектив Шавката и Мемета снимает одновременно кино-реквием и кино-приговор - документальное свидетельство истории Анфаль - геноцида иракских курдов при Саддаме. Группа приехала в заброшенную крепость Незарк - одну из многочисленных тюрем, в которых пытали и убивали сотни тысяч курдов. Авторы фильма называют тюрьмы Саддама, откуда редко кому удавалось вырваться, "фашистскими лагерями". Во дворе мрачного бетонного здания - многочисленные виселицы, напоминающие об Анфаль.
Несмотря на столь мрачную подоплеку, вся история курдских кинематографистов пронизана мягким и искрометным юмором, столь обаятельным и всесокрушающим, что на протяжении всего кинопоказа не можешь сдержать улыбки - на экране виселицы и пыточные станки, портреты бесследно сгинувших в саддамовских застенках, а ты любуешься дружным коллективом кинематографистов, влюбленных в свою профессию, в кинематограф и друг в друга, объединенных не только профессиональными секретами, но и умением дружить, преодолевать трудности, выручать друг друга в самых опасных ситуациях. Складывается ощущение, будто в мрачных декорациях разыгрывается остроумная и ироничная комедия положений - курдский кинематограф дело рискованное и требующее незаурядного терпения (чего стоят одни неисправные генераторы, стопорящие съёмку) и большого личного мужества. Пример для подражания для каждого курдского кинематографиста - курдский режиссер номер один Йылмаз Гюней...
Отсутствие полноценного государства не позволяет кинематографу Курдистана быть полноценно независимым - фильм Шавката и Мемета, например, только на 30% финансирует администрация курдской провинции Дахук, остальные 70% приносит копродукция с Германией. Немцы участвуют в съемках и обогащают тем самым немецкое кино. Их участие - отнюдь не единственный признак глобализации, в которую вписано курдское общество: в фильме показан какой-то корпоратив по случаю дня рождения кого-то из съемочной группы - ребята водят хоровод и поют на курдском языке, однако на мотив "Happy birthday to you". Кино - искусство глобальное, вселенское, тем не менее, курдские киношники в один голос заявляют, что не стремятся покорить мир - их продукция предназначена в первую очередь курдскому кинозрителю.
"Граница" настолько обаятельная картина, в которой органично сплелись история, портрет профессии, острохарактерные монологи, способность с юмором рассказывать о самых тяжёлых вещах, живые человеческие характеры, что в первый же день, не имея пока представления об остальной программе, готова её номинировать на любой приз.
Community Info