С античных времен есть общеизвестное выражение: «Когда божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Это выражение относится и к неразделенной любви. Данный тезис иллюстрируется историей безнадежной любви Адели Гюго.
Франсуа Трюффо хотел экранизировать дневники Адели Гюго в течение семи лет. Он постоянно менял кандидаток на главную роль, пока не увидел юную Изабель Аджани в «Пощечине» и режиссер незамедлительно утвердил ее на роль Адели Гюго, невзирая на то, что 19-летняя актриса должна была играть 30-летнюю женщину.
«Историю Адели Г.» можно назвать, по некой аналогии с театром, фильмом одной актрисы. Несмотря на то, что в фильмы есть другие актеры, хорошо справившиеся со своими ролями, взгляд зрителя прикован только к игре Изабель Аджани.
Изабель Аджани полностью растворяется в своем персонаже, мастерски показывая каждый маленький нюанс постепенного помутнения рассудка Адели Гюго. Актриса мастерски показывает весь спектр эмоций, пережитый героиней. Героиня Аджани не переживает, а буквально «захлебывается» чувствами. Режиссер и оператор делают упор на крупные планы лица актрисы, что позволяет показать ее потрясающую мимику, в особенности в финале, когда героиня бродит по Барбадосу с полностью отрешенным лицом и отсутствующим лицом. Практически каждый кадр с крупным планом лица героини можно использовать на занятиях по психиатрии или актерскому мастерству.
Автор подобрал идеальную метафору постепенного помутнения рассудка героини – ухудшение зрения. Первоначально у Адели Гюго нормальное зрение, но по мере прогрессирования ее одержимости она видит все меньше и меньше и в буквальном, и в переносном значении этого слова.
Режиссер мастерски использует мотив противопоставления для иллюстрации безумия Адель. Прежде всего это касается объекта любви Адели Гюго – лейтенанта Пинсона, показанного бабником, кутилой и заядлым игроком. А антиподом Пинсона служит продавец книжного магазина, в который Адель ходит за бумагой, показанный порядочным человеком и который мог бы стать достойным мужем героини. В какой-то степени мотиву противопоставления служит и выбор Изабель Аджани на главную роль, а точнее ее красота, делающая еще более парадоксальной одержимость лейтенантом, который явно не достоин ее.
Фильм имеет соответствующую атмосферу, сильно отличающуюся от оптимистичного настроя «Американской ночи». Серые тона города, постоянное «утопание» главной героини во сне, вечная темнота Галифакса и нищета Барбадоса – все это еще более подчеркивает безысходность положения Адель.
Благодаря этому данный фильм не вызывает ощущения фальши, как большинство других историй о неразделенной любви. При просмотре «Истории Адели Г.» зритель переживает весь спектр эмоций с героиней, и сцена, когда разбитая Адели горько плачет в карете невольно вызывает слезы или сжимает сердце. Все, кто когда-то любил, найдут что-то свое в этом фильме.
Подводя итог, хочется поблагодарить Франсуа Трюффо за то, что он открыл Изабель Аджани для мирового кинематографа. И я считаю, что после «Истории Адели Г.» она могла больше не сниматься и ее бы помнили только за эту роль. Однако, она продолжила сниматься и подарила миру множество потрясающих образов. Очень жаль, что в 1976 году Изабель Аджани не получила Оскар за лучшую женскую роль, но ее уже ждут пять заслуженных Сезаров, двойная премия Каннского кинофестиваля 1981 года и много других наград.
10 из 10
Community Info