rassudkin (rassudkin) wrote in drugoe_kino,
rassudkin
rassudkin
drugoe_kino

Categories:

Ирония судьбы и Реальная любовь. Режиссеры-постановщики Ричард Кертис и Эльдар Рязанов.

Эти два совершенно разных фильма производят похожее впечатление, вызывают одинаковые чувства, в них много общего.
Английский фильм начинается своеобразной увертюрой - картинами теплых встреч людей в аэропорту Хитроу. За кадром Хью Грант говорит, что эти встречи - иллюстрация человечности, она повсюду, несмотря на общее мнение о том, что мир переполнен ненавистью. В посланиях людей из башен-близнецов не было ненависти и мести, только любовь.
Фильм Рязанова также предваряет увертюра - анимационная зарисовка о том, как творенье архитектора превращается в комфортную коробку. Исчезает замысел, душа создателя остается за кадром. Точно так же и жизнь людей становится пустой схемой, из которой для удобства убрали все лишнее. Но дальше в "Иронии судьбы" происходит нелогичность и странность, которая не укладывается в нажитый шаблон.
Мертвая схема - это в фигуральном смысле смерть. В обеих рождественских комедиях о любви прочитывается мысль о смерти. "Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча" - стихи Кочеткова как будто говорят: где нет любви, там гибель. Женя уезжает от Нади, и ему кажется, что он погибает.
Дэниэла и Джоану разлучает настоящая смерть, не духовная. Джоана умирает, ее отпевают в храме, где звучит "Бай-бай-бэби", "бессмертная песня "Бай Сити Роллерс", - так хотела покойная, и Дэниэл ее желание поставил выше похоронных традиций, сложившихся устоев.
Та же мысль, про устои и стереотипы - в "Иронии судьбы". Стандартные дома, стандартные замки, стандартные чувства и судьбы. Внутренняя свобода помогает Жене и Наде уйти от навязанных обществом и подсказанных жизнью знакомых дорог и резко повернуть колею своей жизни так, чтобы любовь вошла в эту колею.
" Реальная любовь" отчасти тоже про уход от канонов, про творческое развитие традиций, когда готовую партитуру заменяет импровизация. В этом фильме в храме происходит абсолютно неканоническое венчание и такие же неканонические похороны с лирической мажорной песней. Это чуть-чуть нереальный храм, в котором вполне уместна талантливая светская музыка.
Церковь часто упоминается мимоходом в советских пьесах и фильмах. "Там раньше стояла церковь",- в "Утиной охоте". Раньше стояла церковь - теперь нет, раньше была любовь у Зилова с женой - теперь нет. Церковь в "Утиной охоте" равна если не любви, то душе.
"Там еще церковь стоит", - это в "Иронии судьбы". Она стоит на фоне типовых многоэтажек и своей резкой непохожестью символизирует индивидуальность, неканоничность. Выражение "смысл жизни" было устойчивым для советского интеллигента, и церковь была символом утраченного смысла.
Герои "Иронии судьбы" одиноки среди друзей. "Одиночество - это когда мир вокруг"(авторство фразы не знаю). Гласные и негласные общественные запреты делают сложным поиск родственной души.
Герои английского фильма скорее находятся в гармонии с миром. Препятствия для любви у героев Кертиса живут в них самих. Джейми побеждает свои опасения, подсказанные прошлым опытом, мальчик Сэм -свою неуверенность, Колин - для того. чтобы преодолеть тотальное невезение, едет за теплом и любовью в другую страну, решив, что он не в той стране родился, и у него не английский характер - и оказывается прав. Реальная любовь - это любовь без границ.
Музыка - это воздух обеих рождественских картин, в ней - дух времени и душа героев.
В "Реальной любви" музыка, может быть, и без авторского замысла, невольно выражает ощущение свободы всего сообщества людей, в котором вращаются герои. Одна мелодия переходит в другую незаметно и естественно в этом своеобразном попурри.
В "Иронии судьбы" музыка и песни на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахмадулиной - это тайный дух советских интеллигентов, их периферийная среда обитания. Почти все песни начинаются с минора - иначе и не может быть, когда собственная душа вынесена за скобки, находится на периферии.
В картине Кертиса почти нет минорных песен, есть печальные, но все начинаются с мажорного аккорда. В этом фильме музыка связывает разные сюжеты, одна новелла переходит в другую, а музыка не прерывается, она универсальна и многозначна.
Фильмы обретают смысловую многогранность в том числе благодаря вошедшим в них эпизодам из "Титаника" и "Соломенной шляпки". Это не просто эпизоды-украшения, это приметы времени, знаки двух разных эпох. Когда Сэму кажется, что его любовь безнадежна, Дэниэл находит для него спасение в "Титанике". Позже, перед принятием Сэмом отчаянного решения, Дэниэл говорит сыну: "Ты же смотрел фильмы, парень!"
"Соломенную шляпку" смотрит Ипполит, когда внутренне готовится сделать предложение Наде. Фильм с экрана дразнит Ипполита, зритель вспоминает "Жанетта, Жоржетта", "мои вчерашние подружки".
Оба фильма - шедевры, нашедшие массового зрителя. Шедевры - по художественным достоинствам. В "Иронии судьбы" бессмертный сюжет достоин "Ревизора". Кто подсказал его Брагинскому? В фильме Кертиса - роскошная актерская игра ( не говоря уже о советско-польских актерах из рязановского фильма). Танец Хью Гранта - такая же классика, как танец Траволты и Умы Турман. Еще один потрясающий - не танец, пластический этюд - Марка, когда Джулия неожиданно узнает, что Марк ее любит.
Неповторимая минорная интонация "Иронии судьбы" и бурный дух импровизации английской картины - незабываемы. Если посмотреть эти фильмы, то возникнет подозрение, что любовь реальна повсюду, а правда всегда неправдоподобна. Любовь с успехом противостоит и самой смерти и мелким мертвым проявлениям жизни - безликой повседневности, тусклым расчетам.
Tags: 1975, 2003, Ричард Кертис, Эльдар Рязанов, британское кино, советское кино
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments