britmila (britmila) wrote in drugoe_kino,
britmila
britmila
drugoe_kino

Category:

"Вкус вишни"

"Вкус вишни", режиссер Аббас Киаростами

Мой прошлый пост на тему кино, где я поделилась впечатлениями о фильме "Копия верна" неизвестного мне дотоле режиссера Киаростами, один уважаемый дружже  и кинокритик откомментировал сухо и по делу: "Далеко не лучший фильм современного классика мирового кино".

Как известно, о вкусах не спорят, но я - последний человек, кому прийдет в голову подвергать сомнениям мнение  специалиста.
Поэтому я  постаралась при первой же возможности посмотреть один из фильмов того же режиссера, отнесенного знатоком к категории "лучших" - "Вкус вишни".

Сразу рушу интригу: фильм - не мой.

Я поняла это с первых же минут, если не секунд, просмотра, но досмотрела его до самого конца, до финальных титров. Во-первых, потому что я не привыкла бросать на середине книги и фильмы. А, во-вторых, потому что надеялась: а вдруг? Вдруг я хоть раз в жизни смогу понять мозг кинокритика? Напрасно надеялась: не с моим рылом  в Канны. Да, да, в Канны, поскольку "Вкус вишни" получил Золотую Пальмовую Ветвь на этом престижнейшем кинофестивале.

А я... Я вновь осталась за бортом прекрасного.
Фильм не мой, весь целиком.
Начиная с визуального ряда: пыльные, бесцветные, монотонные виды Ирана, песок, щебенка, пот, щетина... Догадываюсь, что все это не случайно, режиссер очень тщательно и очень искусно подбирал натуру, чтобы она работала на его замысел, но...  Каждый кадр в "Копии..."  будто "обращался" ко мне на близком и понятном языке, тогда как картинка "Вкуса вишни" оставляла меня равнодушной, и даже хуже - вызывала внутреннее отторжение.

Та же полная нестыковка с темпом, то есть "пульсом" фильма.
Каждый кадр тянется, тянется, тянется... Бесконечно. Вместе с пылью и потом и жарой эта тягучесть создает нужную атмосферу - пустоты и безнадежности. И мне довольно скоро стало душно и неуютно, но... К середину фильма мне уже было откровенно скучно и  безразлично.
Возможно, этому так же способствовало полное отсутствие музыкального ряда. Я придаю большое значение музыке в кино, считаю, что она - одно из сильнейших средств воздействия на зрителя. В этом фильме ее не было, вообще. Как я понимаю, это было сделано преднамеренно. И, возможно, этот намеренный отказ от музыки был воспринят настоящими ценителями Кино как смелый и важный шаг. Но мне ее откровенно не хватало.

Сам сюжет прост, как все гениальное, и посвящен одной теме - теме самоубийства.  Всего навсего.
После просмотра фильма я, не доверяя собственному дилетантскому суждению, полезла в Инет в поисках рецензий. Надо ли говорить, что с ними у меня тоже случилась полная нестыковка?

Рецензенты назвали желание главного героя найти помощника для собственного самоубийства как признак его запредельного эгоизма.
Я же увидела в этом чисто человеческое желание, последняя попытка уцепиться за жизнь: может быть, ему не удастся найти такого помощника, и тогда ему не придется умирать... Разве это не так по-человечески - подсознательно искать причину, чтобы НЕ делать что-то?..

Рецензенты утверждали, что главный герой всем своим видом демонстрировал, насколько отвратительна сама идея самоубийства.
А мне он вовсе не показался отвратительным: мужчина лет пятидесяти, невероятно уставший, с очень умными и грустными глазами...

Рецензенты говорили о том, что фильм снят в манере, предельно близкой к документальному кино.
А мне не нравится, когда смешивают два  совершенно разных вида киноискусства: художественное и документальное. Каждый из них хорош по-своему, и салат только портит своеобычность жанров.

Короче, ытожу: у нас с этим фильмом разные ментальности.
Возможно, имеется какой-то специальный термин для определения этой характеристики кино?
Ведь есть в живописи импрессионизм, кубизм, абстракционизм и так далее...
А в музыке - блюз, рэп, вокал, джаз...
С помощью  любого из них  можно рассказать о любви или о смерти, но все это будут абсолютно  р а з н ы е   истории.
Так же и в кино: существуют разные стили, разные ментальности...

В сухом остатке меня занимают только два вопроса.
Первый: как один и тот же режиссер мог снять два столь полярных фильма?! Ведь один - абсолютный Восток, а второй - не менее абсолютный Запад! Просто уму не постижимо.
И второй: как можно с такой уверенностью утверждать, что один из фильмов намного лучше другого?
Они же совершенно непохожи.
Как небо и земля.


Flag Counter
Tags: Аббас Киаростами, Вкус вишни
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments