Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote in drugoe_kino,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism
drugoe_kino

Categories:

Убийство/Forbrydelsen (2007), Софи Гробёль, Ларс Миккельсен

01-Forbrydelsen
Кто убил Нанну Бирк Ларсен?
Посмотреть датский сериал «Убийство» меня сподобил один из комментариев под моим постом о «Настоящем детективе». Дескать, «Убийство» гораздо круче, чем описываемый тут шлак (за дословную точность цитаты не ручаюсь, но смысл такой). Поскольку НД мне очень нравится, решил я посмотреть, что именно сравнивают с этим шедевром, этому же шедевру пеняя. Просмотрел за выходные (это, кстати, не минисериал, а полноценные 20 эпизодов). Смотрится на одном дыхании, и фильм действительно хорош,но сравнивать его с «Настоящим детективом» некорректно, поскольку это совсем другая история. Сюжетно он может чуток и схож (убийство девушки, ищут маньяка), но по таким показателям подойдёт больше половины всех детективных сериалов планеты. К примеру, сам я (и подозреваю, что не один таким являюсь), заметил в «Убийстве» явные параллели (и даже прямые отсылки) с горячо любимым мною «Твин Пиксом». Но безоговорочно сравнивать «Убийство» с творением Дэвида Линча тоже неправильно, потому как в чём-то они, конечно, похожи, но в большей степени эти два сериала очень отличаются друг от друга. И поскольку «бес – в деталях», об этих деталях и поговорим…

Чем же различны «Твин Пикс» и «Убийство» (более точный перевод - «Преступление», но я буду использовать то, под каким смотрел)? Очень многим. Во-первых, визуально – и это на уровне концепции. Дэвид Линч ратует за прилизанную «гламурную» картинку. Он визуализатор сокровенного, картограф территории подсознательного, исследователь объектов вожделения (индивидуально идеального), суть которых не соответствует их форме, и «Твин Пикс» (наряду с его же картинами «Малхолланд Драйв» и «Внутренняя империя») в плане изучения визуальных красивостей с испорченным содержанием (тех самых «тухлых яиц Фаберже») стал одной из непревзойдённых личных вершин мэтра. В «Убийстве» же картинка, напротив, сделана нарочито правдоподобной, насколько вообще может быть правдоподобен полицейский сериал. Фильм снят в унылых тонах, все оттенки уведены в темно-сине-серо-фиолетовую палитру, как будто остальные цвета потерялись или их и не существовало вовсе. Кстати, этим «Убийство» действительно схоже с НД, а также с сотнями других картин (как телевизионных, так и кинопрокатных) неонуара, этого мрачного фарса, претендующего на лавры социального детектива. «Убийство»-то как раз не претендует, а по-настоящему является полицейской драмой с социальным подтекстом. Именно подтекстом, а не лобовым месседжем.

02-Forbrydelsen

Датский сериал выгодно отличается тем, что не грешит назидательностью и рефлексией. «Как страшно жить в это проклятое время…», «Что за люди могут сотворить такое?», «Бог отвернулся от нас, и каждый теперь творит всё, что ему вздумается…», «Этот город – помойная яма», «Этой планете я поставлю 0» — всего этого унылого трёпа, которого полны детективные истории с претензией на что-то большее, чем просто хроника одного расследования, здесь нет. На своём месте такие монологи бывают в исключительных случаях («Семь», «Старикам здесь не место», «Хранители», тот же НД), в большинстве же картин, без всякого для них ущерба (скорее, это принесло бы только пользу), вполне можно обойтись без псевдофилософского нарратива, что блестяще доказано в «Убийстве». Здесь все выводы зритель делает сам, и моральных сентенций с бесконечно уставшим или потерянным видом никто из персонажей не изрекает. Хотя поводов для этого имеется масса – в сериале походя вскрываются классические гнойники общественного напряжения: межнациональное неприятие, социальное неравенство, политическая ангажированность, безопасность школьников, предвзятость по отношению к учителям и т.д. Из каждой серии при желании можно было бы сделать отдельный манифест, если бы создатели снимали социальную муть а ля Майкл Мур, а не просто хорошее детективное кино.

03-Forbrydelsen

Пустых разговоров нет. Все они информативны и каждая фраза несёт свою информацию, или о самом герое или о происходящем. Мало отвлечённых рассуждений, и даже если они таковыми кажутся, в каждом есть информационное зерно, из которого вырастает то или иное умозаключение, ведущее действие дальше. Особое внимание уделено сюжету, который разворачивается как бы в «реальном» времени. 20 эпизодов – это 20 дней расследования, в течение которых раскрывается дело, рефлексировать просто некогда. Потому и нет никаких банальных рассуждений на остросоциальную тему, которыми обычно режиссёры-интеллектуалы пытаются донести до зрителя-обывателя те «страшные правды», которые случайно обнаружили и не могут их в себе держать. Забывая о том, что зритель-то как раз в этой правде и живёт, а режиссёр столкнулся с нею в русле своего сценария, и, закончив картину, вновь уйдёт в мир иной реальности, одинаково далёкий, как от правды, так и от зрителя. В общем, в «Убийстве» времени в обрез на то чтобы рассказать саму историю, куда уж тут отвлекаться на такие глупости, жанр не позволяет. Но прекрасно раскрыта трагедия в семье убитой школьницы – очень пронзительно и трогательно, по-настоящему горестно.

04-Forbrydelsen

Ещё одно принципиальное различие «Убийства» и «Твин Пикс» - в датском сериале совсем нет мистики. Всё реалистично, и за всё происходящее ответственны люди. Сюжет движется в трёх параллельных (временами скрещивающихся, временами пересекающихся) направлениях: расследование преступления, личная жизнь персонажей (семьи Бирк Ларсен и детектива Сары Лунд), политическая борьба за пост мэра Копенгагена. Автоматически, во время выборов любое преступление, хотя бы косвенно связанное с кандидатами на пост, становится громким. А здесь связь самая непосредственная – машина, в которой нашли труп девушки, приписана к парку автомобилей кандидата Троелса Хартмана, главного оппонента действующего мэра. Как можно использовать смерть несчастной девушки в политических играх – показано превосходно. Причём первоначально антагонисты, положительный и отрицательный политики, к концу сериала уже не особенно сильно отличаются друг от друга своим поведением.

05-Forbrydelsen

Нет в сериале и специальных красивостей, которые необходимы лишь для создания атмосферы, что, например, встречается в «Городе гангстеров», который целиком состоит из них, он и есть эта самая красивость. В «Убийстве» создаётся впечатление, что атмосфера вообще не нужна создателям сериала, но это не так. Просто она не нагнетается художественными средствами (декораторскими, операторскими или музыкальными, хотя есть одно великолепное исключение – композиция с финальных титров), а создаётся сюжетным ритмом, вырабатывается в постоянном движении. Сюжет, как маховик, запускается в первой серии и крутится до самого конца. Именно это непрерывное движение, это гудение мотора – и есть атмосфера фильма. Рабочая, нервная, дерганая. При этом нет ощущения «гонки по Европам» – сериал, несмотря на стремительность, вдумчив и дотошен. Каждая возникшая идея прорабатывается, за каждую ниточку, ведущую к предполагаемому преступнику, дёргают (иногда слишком сильно, обрывая её). Случается, что полицейские что-то упускают из виду, тогда, заходя в тупик, они возвращаются к самому началу, чтобы изучить всё заново. На протяжении 20 серий невозможно идти только в одном направлении, маршрут интриги очень извилист, и проходит практически по всем персонажам, появившимся в кадре.

06-Forbrydelsen

Из всего сказанного выше, может показаться, что схожесть «Твин Пикса» и «Убийства» – надуманная, и видна только мне одному. Поэтому сейчас коротко о тех моментах, которые навели меня на эту мысль. В процессе расследования, детективы узнают много того, что Нанна скрывала от своих родственников. Роман с женатым мужчиной, работа в ночном баре, побег с возлюбленным (который так и не случился по причине её убийства). Датские школьники, как и в американском городке, оказались куда менее невинны, чем можно было о них подумать.[Spoiler (click to open)]Да и само убийство девушки совершил ближайший друг её семьи (не отец, но его лучший друг).А прямой намёк на сериал Линча даётся в титрах: каждая серия «Убийства» заканчивается плавным отъездом от нас фотографии Нанны, на которой она, как и Лора Палмер, счастливо улыбается зрителям, не догадываясь о том, что её ждёт…

ПС.: Если в датском сериале сходство с «Твин Пикс» подразумевается, но не педалируется, то в американском ремейке скрывать связь с Линчем не намеревались изначально. Напротив, вся рекламная компания сериала строится на этом: со всех тизеров и рекламных плакатов на зрителей смотрит убитая девушка, а слоган спрашивает без обиняков «Кто убил Лору Палмер Рози Ларсен?»

Tags: 2007, Ларс Миккельсен, Софи Гробёль, Убийство, детектив, сериал
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

Recent Posts from This Community