Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Category:

36-ой ММКФ. "Счастье" (2013, реж. Томас Бальмес)



Вы не поверите, что это документальный фильм! Никто из моих коллег не верит.

Документальная (да-да, я-то уверен в этом) лента Томаса Бальмеса - ещё одна находка последнего ММКФа, и, можно сказать, действительно счастье. Сквозной нетривиальный сюжет - история маленького бутанца Пейянгки, отправленного на учёбу в монастырь, а затем увидевшего впервые большой город и все блага цивилизации. Удивительно красивые, а для документального кино практически невозможные съемки. Бальмес потратил на создание своего фильма 3,5 года. Двухнедельные поездки в Бутан финансировало 12 телеканалов. И чтобы понять, на что ушли деньги, приведу пример - из одной двухнедельной командировки было отснято всего 5 часов материала, из которого (внимание!) в фильм вошло 2 минуты. 2 минуты - зато какие! Одно из наиболее эмоциональных и содержательных мест - разговор Пейянгки со своей матерью. Забавно при этом то, что несмотря на наличие переводчика, режиссёр только в общих чертах догадывался о содержании любых разговоров. С другой стороны, по словам Томаса, этот же языковой барьер помогал быстрее установить доверительные отношения и близкую дистанцию - непонимающего меньше боятся. Фильм, кстати, вполне можно смотреть и без перевода - Бальмес старался снять историю на универсальном языке изображения. Диалоги в картине редкие и отнюдь не главные. Главная, конечно, картинка. Яркая, сочная, чистая. Подтверждая документальность ленты, её абсолютную непостановочность, Бальмес говорил, что единственное что он мог себе позволить, как документалист - попросить героев остановиться на минуту-другую, чтобы передвинуть камеру. Именно эта хитрость, в совокупности с гигантской монтажной работой и создает иллюзию "художественного фильма" - смена планов внутри одной сцены, сквозные диалоги. Сам подход к документальному фильму как к художественному Бальмес опробовал на предыдущей своей картине "Малыши", названной критиками "блестяще простым" "кассовым спектаклем". (К слову сказать, общие сборы в мире составили $9,5 млн.)

Режиссер Томас Бальмес вообще достаточно известен в мире документалистики. Избегает снимать на родине, во Франции, и предпочитает снимать земли и народы, до которых ещё не добралась цивилизация - там меньше играют на камеру. Одна из наиболее известных его работ - трилогия, посвященная папуасам Новой Гвинеи: "Госпел по-папуасски", "В ожидании Иисуса", "Иисус приходит к папуасам". С большим пиететом относится к российской школе документалистики, коя сумела сохранить свою чистоту и незамутненность. В частности, очень хвалит работы Виктора Коссаковского.

"Счастье" - история о проникновении цивилизации в отдаленный уголок планеты, государство Бутан, известное тем, что в нем придумали термин "валовое национальное счастье" (по аналогии с ВНП) и разрешили телевидение и интернет только в 1999 году. А в деревню, где живет маленький герой фильма, телевидение вместе с электричеством приходит буквально на наших глазах. Местные довольно практично рассуждают о пользе новшества - можно будет теперь дома детей оставить или друзей созывать в гости, поднимая свой авторитет. В общем, как ни крути, телевизор - вещь настолько практичная, что не жалко и яка целого за него отдать. А если же в процессе доставки покупка навернется, то и второго яка не жалко.

"Счастье" - и как название фильма, и как тема для размышления в картине, - очень полемично. Что является счастьем? Добавляет ли технический прогресс счастья людям? Король Бутана в свое время посчитал, что добавляет. Однако финальные кадры заставляют зрителя задуматься о соотношении вреда и пользы - непрерывный ряд голов, уставившихся в экран, пустые глаза, неживые лица. Кстати сказать, данный финала определённо перекликается с другим громким участником документальной программы ММКФ - новой работой Годфри Реджио "Посетители". Очень надеюсь, что и ту, и другую работу читатели данных строк смогут увидеть и заценить.

А пока можно посмотреть прекрасные кадры из фильма "Счастье" и фотографию самого Томаса Бальмеса за работой, специально выпрошенные мной у режиссёра для вас.












Знатоки могут узреть, как на цифровую видеокамеру навернута самая что ни на есть кинооптика.
Это, кстати, ещё один секрет удивительного изображения.



Tags: 2013, Бутан, ММКФ, Счастье, Томас Бальмес, документальное кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments