realjouir (realjouir) wrote in drugoe_kino,
realjouir
realjouir
drugoe_kino

Categories:

"Два дня, одна ночь"/Deux jours, une nuit (2014), Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн



Один из тех редких фильмов, которые хороши не по правилам и даже у особенных режиссеров появляются нечасто.

Героиня Марион Котийяр Сандра совсем недавно вылечилась от тяжелой депрессии и только-только слезла с таблеток. Работа для нее не просто заработок, а важный этап выздоровления, знак победы над болезнью и возвращение к нормальной жизни. И вот выясняется, что в целях сокращения расходов компании нужно выбирать: премия сотрудникам или Сандра. Ей попросту сообщают об увольнении, но подруга убеждает не сдаваться раньше времени. Теперь все будет зависеть от голосования в понедельник и у Сандры есть выходные, чтобы убедить коллег отказаться ради нее от 1000 евро каждому.

[...] Фактически весь фильм нервная женщина с помятой прической носится по адресам из бумажки и просит о помощи. Ее состояние резко меняется от слабой надежды до упаковки антидепрессантов, а разговоры с сотрудниками обнаруживают с десяток разных историй, что раскрывает ситуацию со всех сторон и добавляет деталей в этот блеклый сюжет. Довольно скудно, не так ли? Но в том-то и чудо, что на таком вот сухом пайке получается удивительно захватывающее зрелище.


Марион Котийяр не стремится вызвать сочувствие или желание помочь — что-то внешнее, ситуативное, но с ее игрой вы проникаете в каждую сцену, становитесь рядом. Тревога, усталость, жажда, надо звонить и идти, проговаривать бумажные слова, стараться не заплакать... Жизнь здесь такая обычная, что попадаешь в нее без усилий. Котийяр не перегибает палку, не выдавливает слезу, кажется, ее единственная задача — сделать глубокий вдох и продолжать. Наблюдатели тут не задержатся: вы или с нею, или покинете зал.

Во многом это заслуга оператора: ненавязчивый ракурс, боковая съемка, отсутствие броских сцен, дистанция — нас не зовут и не пускают внутрь, мы просто осторожно подглядываем со стороны. Это место не любовника, а друга. В кино любят покопаться во внутреннем мире персонажей, здесь же почти театральная отстраненность. Не вываливая с экрана психологические потроха, братья Дарденн добиваются тактичной обособленности взамен утомительному надрыву нараспашку.

В заключение красивый элегантный финал.
Не умопомрачительный итог и не медовая моралька (что бы там ни говорили мушкетеры), а умное и сдержанное завершение истории двух дней. С маленьким секретом: фильм заканчивается не результатами голосования и вообще не на работе у Сандры, а чуть позже и дальше, что бережет от нравоучений и отменяет оценки. Тут о другом.

Есть красота обыденности, простых поступков, хлеба с молоком. Ее сложно передать словами, потому что кино — иная плоскость. Это талант, который чувствуешь сквозь экран, обаяние актера, тщательность работы сценариста. То, что у других выходит скучно, а здесь вдруг как-то получилось. Планка, взять которую не помогут ни сумасшедшие бюджеты, ни громкие имена, ни былые заслуги.
Тайна мастерства.




Tags: 2014, Два дня одна ночь, Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, ММКФ, Марион Котийяр
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments