Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

"Соль Земли"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Новая документальная лента "Соль Земли" великого Вима Вендерса   -    без преувеличения,  главное мое потрясение   ММКФ-2014  и лишнее подтверждение выстраданной аксиомы о том, что никогда не надо читать аннотаций к фильмам.  Непосвященный зритель, изучивший фестивальный каталог, гласящий, что  фильм посвящен биографии "фотографа, снимающего дикую природу", скорее всего, смотреть не пойдет и будет лишен сильнейшего впечатления и личного катарсиса огромной силы, либо заглянет скорее из уважения к фамилии режиссера    -  и в этом случае просидит два часа с открытым ртом...



С точки зрения жанра   -  классическая "творческая биография", никаких художественных экспериментальных изысков. О жизни и  творчестве знаменитого бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо  (а если быть фонетически точным, Себаштьяну Сальгаду) рассказывают 1) закадровый комментатор, 2) сам Сальгаду, проживающий в кадре значительную часть своей многотрудной и многоцветной жизни, и 3) его сын, Жулиану Сальгаду, выступивший сорежиссёром картины.  Нарратив сопровождается демонстрацией фоторабот художника    -    вот и вся композиция, ничего оригинального.  Вся сила воздействия на зрителя   -    в масштабе личности фотодокументалиста Сальгаду, в его гражданской позиции и, разумеется, в экспрессии шедевральных фоторабот, вошедших в мировую фотоклассику и перешагнувших рамки обычного фотоискусства.

В России Сальгаду практически неизвестен,    -     лишнее подтверждение тому, что "открытое общество" это иллюзия, а набор "фильтров", находящихся в распоряжении любого открытого общества, куда богаче и изощреннее, чем у общества замкнутого,    -    а в мире изобразительного искусства и документалистики является одним из самых обсуждаемых и спорных персонажей.  Многие деятели искусства, вроде той же Сьюзен Зонтаг, считали Сальгаду  художественным спекулянтом, эстетизирующим страдание и нищету, однако лишь беглое знакомство с биографией и наследием фотографа разбивает эти  смехотворные обвинения.  Молодой и успешный бразильский экономист, впервые попав по делам в Африку,  настолько потрясен увиденным, что круто меняет профессию и посвящает репортажной и документальной социальной фотографии всю свою дальнейшую жизнь. Именно с помощью таких, как Сальгаду, наш земной Элизиум, то есть, "золотой миллиард" узнает, что он на планете, мягко говоря, не один.   Много ли вам известно о том, сколько людей умерло от голода в эфиопском Сахеле?...  Можете ли представить хотя бы порядок цифр   -   десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы?...



Именно фотоальбом "Сахель: человек в беде" сделал Сальгаду известным на весь мир.  Африканский голод в 1980-е гг., был, прямо скажем, не самой популярной темой мирового фотоискусства, и если вы увидите фотографии тех лет с детьми - живыми скелетами, обтянутыми кожей и огромными глазами, с высокой долей вероятности это будут именно фотоработы Сальгаду.

   

Глядя на эти фотографии, многим, конечно, вспомнится судьба Кевина Картера с его Пулитцеровской премией, полученной за фото умирающего от голода суданского ребенка и высиживающего свою добычу стервятника, и последовавшим вскоре после неё суицидом, свидетельствующим о том, что не каждый может оставаться бесстрастным художником, фиксирующим реальность.   Самого Сальгаду и его жену, верную спутницу и соратницу Лелию, такая перспектива точно не прельщала   -   в Африке они начинают кормить голодных, собирать деньги и вещи для африканских семей, устраивать благотворительные фотовыставки для того, чтобы вырученные деньги раздать бедноте.  Но основная миссия социального фотографа, по мнению Сальгаду, состояла в том, чтобы достучаться до мирового сообщества, донести до него боль и страдание миллионов, оказавшихся в зоне бедствия.

Так получилось, что Сальгаду оказался, конечно, не единственным, но одним из немногих, документировавших страшные события в Руанде первой половины 90-х годов,   -  в охваченную гражданской войной и геноцидом и обильно политую кровью Руанду ехать было мало охотников,   -  что кинодокументалистов, что фотографов.  Наиболее распространенные фотографии из Руанды того периода   -   ряды пробитых и размозжённых черепов, обнаруженных очевидцами уже постфактум, после основных событий.  Оказавшийся в Руанде в самый разгар кровопролития Сальгаду снимает не только убийства и насилие, но и последовавшую за ними гуманитарную катастрофу:  если о руандийской резне 1994 года мы знаем немало, то о бегстве после неё миллионов руандийцев в соседние страны,  -  сначала, в первую волну, хуту, потом, во вторую,   -   тутси, мы не знаем практически ничего.  Сам Сальгаду  считает, что число беженцев в Конго намного превышало количество убитых и исчислялось миллионами, из которых выжило несколько десятков тысяч.  Сотни тысяч погибли сразу же, при переходе через леса, сотни тысяч умерли от голода и лишений уже в Конго, добравшись до лагерей беженцев, а сотни тысяч, не справившись с трудностями перехода,  ломанулись обратно в Руанду и не дошли, сраженные голодом и тропическими эпидемиями.   Представьте себе:  миллионы людей заходят в тропический лес, а выходит из него в лучшем случае один человек из ста.   Сальгаду оказался чуть ли не единственным репортером, прошедшим с руандийскими беженцами значительную часть пути, сам чуть не погиб, подхватив малярию.







Человеческое горе, показанное крупным планом, на большом экране, потрясает и приковывает зрителя к изображению настолько сильно, что зритель полностью превращается в "человека созерцающего" и на какое-то время перестает быть "человеком слушающим", а зря    -   закадровый рассказ отца и сына Сальгаду об увиденном впечатляет никак не меньше,  чем фотосвидетельства.  Многие отнюдь не сентиментальные зрители пресс-показов ММКФ выходили из кинозала с мокрыми глазами,  а любители абстрактно порассуждать "о страданиях детишек в Африке", надеюсь, выходили с пониманием того, что отстраненное сострадание не утончает души, как понял это в свое время художник Сальгаду.

Не одна Африка в исполнении Сальгаду предстает перед нами зоной сплошного человеческого бедствия.  Апокалиптические фотографии горящих нефтяных скважин, подожжённых в Кувейте иракскими военными, напоминают фантастические фильмы о конце света или нашествии внеземных цивилизаций.  Фотографии Латинской Америки, поэтические и депрессивные одновременно, никак не вписываются в обычный ряд умильных этнографических фотопасторалей о сохранении традиционного уклада жизни,   -  за каждой из этих фотографий человеческая трагедия, за каждой   -    сломанная человеческая судьба.   Фильм Вендерса начинается, пожалуй, с самого удивительного, беспрецедентного фотоальбома Сальгаду, изображающего бразильские золотые рудники.  Панорамные фотографии, изображающие адский труд 50 тысяч (!!!!) человек одновременно, не имеют аналогов в мировой фотографии.  Как это снималось, наверно, знает лишь один автор, но лично мне представить технику этих съемок крайне трудно.  Огромный многокилометровый муравейник с копошащимися в нем людьми-муравьями, ворочающими тяжелые породы, напоминает одновременно город орков или мрачный Мордор из кинофэнтези  и киношный Саракш.  По масштабам общественных работ бразильский рудник наших дней можно сравнить, пожалуй, разве что со строительством египетских пирамид, но если пирамиды    -   памятник рабскому труду, то рудник в родной Сальгаду Бразилии   -    памятник человеческой алчности.  Суетящиеся в нем человечки    -  не рабы, они не пригнаны сюда насильно,  они съехались в ад сами, в погоне за наживой,  обрекли себя на бессмысленный и беспощадный нечеловеческий труд  в надежде  среди сотен тысяч тонн каменной породы, грязи и пыли отыскать золото.  Первая мысль, возникающая при взгляде на этот подземный город в Преисподней   -   о том, что золото, буде оно найдено, не достанется никому, ибо все 50 тысяч соискателей просто перебьют друг друга, похоронив себя в аду вместе с этими золотыми крупицами.







Документальная кинохроника, изображающего молодого Сальгаду 70-х с густой шевелюрой хиппи чередуется с сегодняшними кинокадрами, где лысый как коленка, но совершенно не постаревший, точно с такими же горящими глазами фотограф рассказывает о себе и своей семье.  На седьмом десятке лет Сальгаду, с одной стороны, устав от нагромождений мировой несправедливости и концентрации человеческого горя, а с другой, не представляющий себе праздной жизни на пенсии,  придумывает себе новое социально значимое занятие    -    вернувшись в родные места в бразильской провинции и не найдя привычных густых и влажных лесов, услаждавших его взор в детские годы,  начинает бороться с последствиями антропогенной экологической катастрофы, организуя вместе с женой и сыном "Институт Земли"   -    работает над восстановлением исходного лесного ландшафта.  Поначалу задача кажется неподъемной, поскольку Сальгаду приезжает в сухое место с выжженной человеком землёй неестественного красно-терракотового цвета, на которой, как поначалу кажется, уже ничего не будет расти.  Однако энергия,  упорство и  желание сделать мир лучше, как известно, могут творить чудеса.  Превратив собственную семейную ферму в прообраз национального парка, семья Сальгаду изучает технологии восстановления тропической растительности, высаживает более двух миллионов (!!!) деревьев, возрождает привычный ландшафт и прежнюю био- и экосферу.  Именно этот, последний проект Сальгаду, и имели в виду составители фестивальной киноаннотации, говоря о герое ленты Вендерса как о "певце дикой природы":).   На самом деле вся жизнь Сальгаду    -  убедительное доказательство того, что главный враг природы и одновременно единственный её спаситель   -  человек, от которого одновременно и всё зло, и всё добро на Земле.  Гуманизм, органически присущий герою, позволяет одновременно воспевать человеческую природу и деяния рук человеческих  и ненавидеть творимое руками человека зло.

Смотреть всем и каждому.  В прокат может, и выйдет, а может, и нет, но отлавливать фильм обязательно.
Tags: 2014, Вим Вендерс, ММКФ, Себастьян Сальгадо, Соль Земли, биография, документальное кино, фотография
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments