Macroud (macroud) wrote in drugoe_kino,
Macroud
macroud
drugoe_kino

Categories:

Добро или Любовь?, или Трудно быть богом (А. Герман-старший, 2013)



Грязь, нищета, дикость, зверство… Да, всё это есть. Но, отчего такие стенания публики и эстетов? На самом деле не все так страшно!

У А. Тарковского в «Андрее Рублеве» Русь тоже такая… Отталкивающая. При том, что мы-то знаем, Русь такой, как у Тарковского, не была. Но ведь съели – и публика, и критики. А если кто и возмутился, так то единицы… Правда, у Руси дух был. Взлет неимоверный. О чем Тарковский, собственно, и повествовал. В Арканаре никакого такого духа не наблюдается.

В «Орде» А. Прошкина грязь, нищета, дикость и зверство – такие же бытовые и повсеместные. И тоже никто отчего-то не возмутился? И там ведь тоже сказка сказочная, ибо Золотая Орда такой дикой и грязной не была. Ну, так ведь «Орда» – это притча. В притче можно…

А Германовское «Трудно быть богом» – это что, реальная история реальной страны? Ну, вот такой там, на другой планете, мир – дождливый, сырой, грязный – как в иные времена в иных местностях реального западноевропейского Средневековья. Кто там привык восторгаться Западом – получайте!

Грязь и мерзость? Да, грязь и мерзость. Но кадр проработан до мелочей, местами изысканный, местами – вычурный. Каждый кадр можно долго и с интересом разглядывать, даже изучать. Филигранная работа!



Все в дерме. Один дон Румата в белом. Ба-а-арин…



А барин-то блажит! Катается на осле, сидя задом наперед, обкидывает хор монахов дерьмом, только что добытым своими руками из этого самого осла. Забавляется, как может. В общем, откровенно скучает. И тут вспоминается картина такой же блажи героя-генерала из «Хрусталев, машину!», когда тот посещает вверенную его попечению психлечебницу.



Скучно барину. Потому что ничего не происходит. Очень долго не происходит. (Как у И. Гончарова в «Обломове» – полромана уже прочитал, а тот самый Обломов все еще с дивана не встал.)

Сюжета как бы и нет. Хорошо, в свое время я читал Стругацких. Могу что-то там себе представить. Еще какой-то голос за кадром, типа, от автора что-то периодически невпопад бубнит. А так – чистая статика: идет по городу благородный дон и встречаются ему по пути всякие непотребства… Скучно.

Да, Румата вроде бы спасает умников. Это мы от голоса за кадром знаем, поскольку за весь фильм ни одного умника так и не спас. Дает им возможность жить и творить. Или просто жить…

Но и сам же таскает их за носы. Что, мы ждем Возрождения и эры гуманизма? Ну-ну… Но сначала пинаем и унижаем самых умных. Откуда гуманизму-то взяться? Скука…

Румата – бог. И по родословной легенде («многие верят»), и по собственному ощущению себя в чужом мире, и по, так сказать, должности прогрессора. Но что это за бог?



Ему, как Румата периодически заявляет, трудно. А демонстрирует он только скуку…

Кто есть бог? Бог – это тот, кто задает правила игры, кто направляет течение жизни и придает этой жизни смысл. Ему может быть трудно? Нет, эта категория к богу не применима вообще. У прогрессоров Земли вообще и у Руматы в частности это понимание бога подменено.

Раб Руматы тащит железный стул, потом останавливается и говорит, что дальше не пойдет – мол, тяжело. Румата грозится высечь раба. А тот заявляет:

- Ты этого не сделаешь, ты добрый, ты – бог.

Вот оно, здешнее (и у Руматы тоже) понимание бога – это тот, кто добрый. В тамошнем мире добрые не выживают, их нету. А те, что есть, это боги – настолько редки, настолько не от мира сего… Да, добрым в таком мире быть трудно… И нужно ли?

Зачем быть добрым? Зачем быть ТАКИМ богом? Вот вопрос из вопросов!

Компания прогрессоров с Земли спасает умников – чтобы через них спасти и этот мир, приблизить эру гуманизма. Но разве доброта спасает мир? Как известно, мир спасет любовь и только любовь. А любит ли кто из землян мир Арканара? Всё, что угодно, но только не любит: кто-то из них ожидает чуда Возрождения, кто-то отстаивает приложенные на живой мир собственные теоретические концепции, кто-то просто отбывает командировку. И все вместе они этот мир ненавидят! А вот Герман-старший…

Чтобы привести этот мир к Возрождению, нужно его полюбить – полюбить все это гуано. Что, не получается? Что, это гуано вызывает у вас только рвотный рефлекс? Стало быть, вы – не боги! И стало быть, у вас ничего не получится, как бы добры вы ни были…

Но, кто любит, не может быть сторонним наблюдателем, оставаться безучастным.

И когда Кире через какую-то щель прострелили арбалетным болтом затылок, любовь (или все-таки Любовь?) – потому как из-за чего еще-то можно устроить бойню, большую бойню, очень большую (которую, кстати, Герман не показывает – только результат)? – смещает у Руматы добро с позиции ведущего императива.



Бог не может быть добрым. Добрым быть у настоящего бога не получается. Настоящий-то бог – это Любовь…

И слякоть с жидкой грязью и таким же жидким дерьмом сменяется снежной сухой зимой. Мир очищается. Мир светлеет… Однако какой еще путь предстоит пройти, чтобы по-настоящему изменить мир в лучшую сторону…



Герман поставил себе задачу показать всю мерзость человеческую. Чтобы блевать тянуло. А далее подвести к мысли, что, для того, чтобы спасти этих людей, вырвать из беспросветной жизни быдлоорков, привести к Возрождению, вот это гов...няное человечество нужно полюбить... И у Руматы это получилось. А у вас, дорогие зрители, – нет...


Tags: 2013, Алексей Герман, Трудно быть богом
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Community