desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Московский кинофестиваль. Промежуточный обзор. От Годара до Германики.

Предупреждаю сразу: где посмотреть, кроме фестиваля, и тем более скачать - не знаю.

«Прощай, речь» (Adieu Au Langage, программа 8 ½ фильмов) - новая работа Жана-Люка Годара – человека, для которого даже эпитеты наподобие «живая легенда» кажутся недостаточными. Годару без малого 84 года, но он до сих пор сохраняет остроту мышления и радикальность стиля, недоступные многим младшим коллегам; кстати, за «Прощай, речь» его наградили в последних Каннах призом жюри вместе с самым молодым, но далеко не столь одаренным конкурсантом.


5536

Пару лет назад Годар открыл для себя формат 3D. «Прощай, речь» - его очередной непростой для зрителя визуальный эксперимент. Формально это история мужчины и женщины, которых преследует опасный ревнивец с пистолетом, но сюжет – наименьшее, на что там стоит обращать внимание. Главный герой этого изощренного коллажа, составленного из объемных и плоских изображений, из титров, музыки, политических сентенций, мужской и женской наготы, постановочных и документальных сцен, а также из многочисленных цитат (кино- и телехроника, классические фильмы, философские и культурологические трактаты) – язык кино как таковой. Годар вновь и вновь отказывается от прямой речи («прощай!»), чтобы восславить речь визуальную.




***

«Зал Джимми» (программа «Специальные показы») - последняя работа британца Кена Лоуча перед уходом на покой.

5523


Классик социального кинематографа на прощание снял еще один фильм из недавней истории Ирландии. Согласно сюжету, в 1921 году молодой левый активист Джимми Грэлтон открывает в провинции танцевальный зал, который становится настоящей меккой для местной молодежи – местом, где они могут не просто танцевать, но быть по-настоящему свободными. Само существование зала неимоверно бесит церковь, богатых консерваторов и группу местных нацистов. Фильм, как всегда у Лоуча, очень (местами слишком) просто сделан, однозначное добро в нем противостоит столь же однозначному злу, но то и дело ловишь себя на мысли, что, хотя события разворачиваются в первой трети прошлого века, это очень актуальная история и для наших дней. Ханжество, охота на инакомыслящих, политически мотивированное насилие, священники, несущие ненависть вместо любви – все знакомо, не так ли?

***

О конкурсе ММКФ я обычно не пишу, потому что писать не о чем.
Но вот сегодня был пресс-показ нового фильма Гай-Германики "Да и да". Диссонанс между тем, что я увидел на экране, и реакцией на увиденное многих коллег по СМИ и критике был таков, что я взял и написал свой отзыв. Просто не выходя из зала. За 10 минут. Почему бы и нет?


5713
Итак:

РЕЦЕНЗИЯ О НОВОМ ФИЛЬМЕ ВАЛЕРИИ ГАЙ-ГЕРМАНИКИ "ДА И ДА", НАПИСАННАЯ ДЛЯ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖУРНАЛА

У режиссера Гай-Германики позолоченные кеды. Она их носит.
У режиссера Гай-Германики позолоченное кино. Она его снимает.
Обижу ли я Гай-Германику, если назову ее кино позолоченным?
Может быть, она обидится, но виду не подаст.
Буду ли я точен, если скажу, что "Да и да" - позолоченное кино?
Может быть, нет.
Хорошо, тогда так: "Да и да" - позолоченные кеды.
Прочитает ли Гай-Германика о том, что ее кино - позолоченные кеды?
Она об этом не прочитает.
А если прочитает - согласится ли она с этим?
Думаю, она ответит коротко и энергично.

"Прекрасно, гениально, космично, феерично" (В. Германика), "пахло мужиком, табаком, чесноком" (В. Набоков), "мудаком, говнюком, пиздюком" (В. Сорокин).

Кеды. Позолоченные.



***
Пока что самая заметная премьера фестиваля – «Танец реальности» чилийца Алехандро Ходоровски (программа «Фильмы, которых здесь не было»).
5628
Ходоровски прославился тем, что в 1960-е создал свой уникальный вариант сюрреализма в кино и театре. Его фильмы 1960-70-х ярки, брутальны, полны насилия и бурных страстей, при этом глубоко поэтичны; показы их часто сопровождались скандалами.

Насколько свежо те картины фильмы смотрятся сейчас, без скандальной ауры – другой вопрос; но «Танец реальности» - несомненная удача после долгого перерыва. Это фильм нежный, местами даже сентиментальный, но нигде не отступающий от хорошего вкуса. Стиль Ходоровски здесь доведен до почти ослепительной театральности. Режиссер задействовал не только воспоминания детства: он сумел, не впадая в мелодраматизм, переплавить любовь к родителям в настоящую поэзию.

По жанру - это роман воспитания, но не самого режиссера, который показывает там себя в виде маленького мальчика, а – вот парадокс! – его отца, который, после многих испытаний, находит в себе силы отказаться от инфантильной веры в великих вождей. Визуальные находки и остроумные сцены можно перечислять долго; главное, что Ходоровски действительно удалось заставить реальность танцевать и искриться всеми цветами.

Не обошлось без украино-советской темы: отец Алехандро не только поклоняется Сталину и ходит во френче, но и держит одежный магазин «Casa Ukrania», а мать, прекрасная певунья, которая все фразы выводит зачаровывающим сопрано, носит украинский платок. Все это базируется на биографических фактах, ведь родители Ходоровски эмигрировали в Чили из Украины в начале века.

Ощутимый акцент фильма – противостояние тирании, пусть даже и показанное в гротесковых формах; мало того, здесь еще и тема пещерного антисемитизма, от которого страдает семья Ходоровски: сцена, где мать учит маленького Хаима-Алехандро быть невидимым – горькая и меткая притча.

В целом же пока что наиболее интересны программы документального кино - "Свободная мысль" и конкурс. Надеюсь рассказать об этом позднее.
Tags: 2014, Алехандро Ходоровски, Валерия Гай-Германика, Да и да, Жан-Люк Годар, Зал Джимми, Кен Лоуч, ММКФ, Прощай речь!, Танец реальности
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments