Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Альпы французские и швейцарские

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Первый многотрудный фестивальный день запомнился ещё одной качественной крепко сбитой политической документалкой "Казус Блохера"франкошвейцарца Жан-Стефана Брона, решившего в ходе электоральной кампании проехаться по стране с одним из самых одиозных политиков Швейцарии,  совершившим головокружительный вираж из эксцентрика-маргинала до члена швейцарского Правительства и главы самой популярной партии страны   -    Кристофом Блохером.



К задумке режиссера следует отнестись с уважением    -   наверно, для левака и общечеловека Брона нет более антипатичной политической силы, чем Швейцарская Народная партия, созданная в качестве противовеса для всех и всяческих общечеловеков, с первых дней своего существования и особенно с приходом в неё Блохера бросившая вызов объединительным европейским процессам и поставившая задачу стать оплотом крестьянско-бюргерских сил, объединенных духом Blut und Boden швейцарского разлива.   Если в 70-80-е митинги ШНП собирали городских  и, в основном, сельских сумасшедших  и фриков в тирольских шапочках и коротких штанишках, то на сегодняшний день партия Блохера контролирует треть швейцарского парламента, значительную часть кантональных советов  (в основном в немецкоговорящей Швейцарии), сам Блохер побывал членом Бундесрата и именно он сейчас активно проталкивает антимигрантские ксенофобские законы, всевозможные ограничения и запреты для нешвейцарцев, пролоббировал плебисцит по запрету строительства мечетей и т.п.  Вы наверняка помните хамские и дискриминационные предвыборные плакаты с белыми и черными овечками   -    это как раз продукция блохерской ШНП.

Сам Блохер    -   70-летний миллиардер, крайне удачно прикупивший в свое время всю химическую индустрию Швейцарии и ряд коммерческих банков, от которого вначале брезгливо отворачивался политкорректный проевропейский швейцарский истеблишмент (в основном лоббистами вхождения страны в большую Европу были франкофоны), по мере разбогатения быстро ставший рукопожатным.  Режиссёр Брон активно перемежает сегодняшние съемки  документальной хроникой сорока-  и тридцатилетней давности, показывая Блохера, ораторствующего на митингах, проводимых на захватывающем дух швейцарском пленэре,   -  камера скользит по лицам завсегдатаев митингов, хрестоматийных сторонников традиционных ценностей и ревнителей швейцарского народного духа на фоне гор и альпийских лугов.


Риторика, лексика, понятийный аппарат нацистов мало изменились с геббельсовских времен, пожалуй, лишь обмельчал масштаб героев, да тексты становятся с каждым десятилетием всё примитивней и демагогичней.  Забавно, что сам Блохер в своих речах, эмоциональных проявлениях совершенно статичен,    -   определить год съемки можно  лишь по количеству седины у политика и морщин у его высыхающей истинно арийской супруги.   А вот исторический контекст, политические обстоятельства меняются стремительно,  и сегодня ветры дуют в блохеровские паруса,    -   то, что ещё двадцать лет назад было маргинальной политической обочиной,  ныне  стало европейским мейнстримом:  проект Евросоюза, судя по всему, встуил в полосу своего краха,  евроскептики из числа правых   консерваторов, неонацистов сегодня выдвигаются на первый план, и заветные 30%, с таким трудом достигнутые на выборах  Швейцарской Народной партией, уже не выглядят чем-то запредельным.  Заслуга Брона состоит в том, что он безошибочно указывает на главную черту политики щвейцарских националистов:  за антиевропейским трёпом и пропагандистскими страшилками на тему того, что главный враг свободной Швейцарии   -  Евросоюз,  часто забывают об антилевом, антирабочем, антисоциальном характере партии Блохера,  на заводах  которого постоянные забастовки из-за увольнений и невыплаты зарплат рабочим.  В одной из телепередач телеведущий ловко подрезает Блохера:  мол, в Евросоюз мы пока не вступили, а ваши рабочие уже бастуют из-за того, что вы их гнобите.

Несмотря на нарочитую серьезность режиссерской задумки,  лента Брона производит слегка комичное впечатление   -   режиссер, полфильма колесящий на переднем сиденье в автомобиле Блохера, относится к своему герою настолько серьезно, с настолько  преувеличенным вниманием, что зачастую провоцирует улыбку.  Взгляд Брона на политика, развалившегося на заднем сиденье дорогой машины, можно назвать, с одной стороны, гипертрофированно-серьезным, с другой   -   брезгливо-отстраненным, как рассматривают в микроскоп экзотическое насекомое или рептилию.  Брон, задавая вопросы, неоднократно повторяет: "Я пытаюсь вас понять", "я пытаюсь примерить на себя вашу шкуру", но получается откровенно плохо   -   сам Блохер держит демонстративную, подчеркнутую дистанцию, да и слишком далеки друг от друга эти люди, которых съемки свели на определенное время в одном автомобиле.

Не знаю, как насчет документалистики, но на мой взгляд, Брон весьма органично бы смотрелся в роли создателя детективных триллеров или пафосных байопиков    -   заурядные съемки заурядного, по большому счету, политика превращены Броном в такой парад понтов и пафоса, что постоянно хочется рассмеяться:  зловещий, леденящий душу саундтрек,  замысловатые ракурсы сверху с вертолета,  претенциозная игра света и теней, многозначительные крупные планы главного героя,  размах мемуарной биографии, обилие кинохроники, нарочитая драматизация совершенно обычных поворотов политического сюжета,   -   внутрипарламентские интриги по вычищению Блохера из Бундесрата и его замена на более приемлемую для евроориентированных  политиков  Эвелине Видмер-Шлумпф   подается чуть ли не как заговор мирового масштаба,  а сам Блохер  -  чуть ли не как Гитлер или Наполеон, тогда как он даже ни разу не Йорг Хайдер.  Да и Швейцария эта ваша   -  дыра дырой, сельская жопа Европы, а Брона посмотришь, так чуть ли не ось цивилизации.

Страноведам и лингвистам будет интересна языковая сторона киноленты:)     -   перед выступлениями перед франкоговорящей аудиторией Блохер тренируется   -   просит жену говорить ему фразы из будущего выступления по-немецки, а он ей переводит их на французский.  При этом на франкоязычных телеканалах Блохер говорит по-французски так, как будто это его второй родной язык, никогда бы не подумала, что это "достигнуто упражнением".   Да и швейцарский немецкий, конечно, весьма своеобразен:)),   -  мы, привыкшие к верхненемецкому, понимаем отнюдь не всё.  Забавно слышать   "глихь", "бишпиль"  вместо привычных "гляйхь", "байшпиль".

                                                    ---------------------------------------------------------------



Под конец дня порадовали новым Клодом Лелушем   "Мы любим тебя, мерзавец".   Мерзавец    -   70-летний герой сногсшибательно красиво постаревшего Джонни Холлидея,  которому  некрасиво постаревшая Сандрин Боннер в роли риэлтора продает огромный дом с фермой в самой живописной части французских Альп, и, разумеется,  через некоторое время переезжает к нему жить.  У обаятельного голубоглазого "мерзавца" Жака Камински   -  высокооплачиваемого парижского фотографа-стрингера  -   много денег, но ещё больше  дочерей от разных женщин, за всю многотрудную жизнь исчисляемых сотнями.  Дочери   -  одна другой прекрасней, что-что, а семя своё Камински распылил по планете на редкость удачно,    -     именуются по названиям времен года, когда они родились на свет, друг друга терпеть не могут, а чтобы собрать их вместе в пасторальном имении, купленном отцом специально для них, друзьям героя приходится идти на крайне спорные с точки зрения морали уловки    -   например, вызвать дочерей, оповестив каждую о том, что её отец  обречён и доживает последние  дни.   Тут-то все и собираются вместе, большой семьёй в изумительных альпийских ландшафтах.  Попутно выясняется, что папаша здоров  -  здоровее не бывает,

Казалось бы, очередная слащавая мелодрама на вечно-поколенческую тему отцов и детей  "позвоните родителям!" и  неизбежным хэппи-эндом в виде семейного ужина на альпийском лугу, ан вот счастливый отец в разгар патриархально-пасторального веселья  вешается в лесу, и следующий этап сбора большого семейства, с участием бывших жён, любовниц и других детей, о которых никто не знал    -   уже на похоронах.   Тому, как можно быть одиноким, имея пару десятков  жён, детей и внуков,  посвящен весьма солидный сегмент европейского кинематографа, и Лелуш здесь совсем не пионер, но фильм почему-то цепляет.
Tags: 2014, Казус Блохера, Клод Лелуш, ММКФ, Мы любим тебя мерзавец
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments