stranikmegzvezd (stranikmegzvezd) wrote in drugoe_kino,
stranikmegzvezd
stranikmegzvezd
drugoe_kino

Categories:

Вакольда / Wakolda (2013), режиссёр: Лусия Пуэнсо

kinopoisk.ru-Wakolda-2323668

В главных ролях: Алекс Брендемюль, Наталия Орейро, Диего Перетти, Флоренсия Бадо и другие...
Сценарий: Лусия Пуэнсо

Отзвуки эха Второй мировой войны. После всех бомбардировок, танковых боев и сражений матушки-пехоты на нашей несчастной планете воцарился относительный мир. И в этом мире, в тишине и покое укрылись те, кто пережил все удары союзников и, в конце концов, сумел избежать наказания за тысячи и миллионы расстрелянных, запытанных и сожженных.

Некоторых ученых, официально напрямую непричастных к преступлениям рейха взяли под крыло американские спецслужбы в рамках так называемой операции "Скрепка". Стоявшие до того над ними самозванные апостолы высшей расы сменили имя и фамилию, а потом решили дожить свои дни в глухих уголках планеты, где они будут знакомы немногим местным, но при этом так и останутся неузнанными. Об одном из таких беглецов и был написан одноименный роман Лусии Пуэнсо, которая чуть позже переработала книжный текст в сценарий, а затем, утвердившись на посту режиссёра, экранизировала его. В 2013 году фильм был показан на Каннском кинофестивале в категории "Особый взгляд".

[Подробно]Южная Америка. Патагония. 1960 год. На привале в пустыне одинокий путник Гельмут Грегор встречает девочку Лилит и её семью. Они направляются на юг и он становится их попутчиком.

shot0407

Вскоре поездка заканчивается и Гельмут находит приют в отеле, которым владеют Эва и Энсо - родители Лилит.

Пройдет немного времени и новый постоялец станет почти что другом для девочки, страдающей от слишком малого для её возраста роста, и даже займется её лечением, одновременно осуществляя мечту Энсо о массовом заводском производстве кукол, которые до того производились руками одного только Энсо, да и то в единичных экземплярах.

Всё идет хорошо, вот только человек, ставший неофициальным лечащим врачом Лилит постоянно делает странные записи в своей записной книжке, в одном из разговоров упоминает о детях солнца, живущих в подземных городах, и категорически возражает против остановки лечения Лилит, несмотря на то, что стали появляться тревожные эффекты. Если бы только Эва и Энсо знали, какого человека они привезли к себе в дом и впустили в семью...

Поначалу фильм смотрится, как тихая, неторопливая, история отдельно взятой семьи и человека, при взгляде на которого могут родиться только положительные ассоциации.

Сдержанный, вежливый, опрятный, пунктуальный, внимательный и знающий. Ветеринар, работающий над улучшением породы скота с помощью гормонов. Человек, утверждающий, что его долг - помогать слабым. Самый настоящий идеал интеллигента, один из тех людей, что поддерживают общество на плаву, работая за гроши во имя блага и при этом сохраняя в себе тот огонек настоящего ума и культуры, который легко может сгинуть в хаосе разрушительных перемен. Замечательно, если бы не одно "но"...

shot0405shot0406

Катастрофы явные ужасают, но зачастую производят их люди, которые не кажутся ужасными внешне. Они могут быть даже вполне респектабельными и далеко не каждый поймет, что имеет дело уже с людьми, потерявшими целый ряд человеческих качеств, в каком-то смысле даже стали нелюдьми. (с) не из фильма

Именно так. Потому хочу отметь Алекса Брендемюля, сыгравшего здесь главного отрицательного персонажа, одного из нацистских преступников, врача вывернувшего наизнанку клятву Гиппократа - Йозефа Менгеле. Сразу хочу сказать, что я плохой физиономист, но по-моему Брендемюль идеально попал в роль и выдал на камеру доброжелательную маску из-под которой лишь на доли мгновения, через улыбку, спаянную с тем самым пристальным взглядом с каким энтомолог может рассматривать жучка на булавке, в мимоходом брошенном слове, проявляются черты человека, прозванного узниками концлагерей "ангелом смерти".

Патагония.

shot0410

Идеальное место для того, кто хочет скрыться и пропасть с глаз бОльшей части человечества, а также идеальная площадка для выражение многого из того, что заложено подстрочным смыслом в этот фильм. Посмотрите на эти ландшафты и пейзажи удивительно схожие с теми, что царят в поясе умеренного климата Европы, то есть как раз там, где и находится Германия, ставшая на определенном отрезке своего исторического пути родиной фашизма.

Если смотреть через призму сюжета, кажется, будто спокойная и доброжелательная маска беглого нациста буквально растворяется и мимикрирует на фоне застывших в своем спокойствии дественных лесов, заснеженных гор и недвижной глади озер. И грозы здесь случаются лишь в те минуты, когда под покровом невозмутимости из-за тех или иных обстоятельств зарождается напряжение.

Кукла - невинная детская игрушка и любимица девочек, медленно и поштучно появляющаяся на свет благодаря мастерству рук Энсо. Конечно, в кустарных условиях, при недостатке времени и материалов куклы получаются самыми простыми, совсем не такими, какими бы их в идеале хотел бы создавать отец Лилит. Идеи Энсо в виде чертежей, схем и рисунков развешаны по стенам его сарая и остаются там до тех пор пока "друг семьи" Гельмут не решает сделать определенный вклад в дело и использовать свои знакомства, чтобы поставить производство на поток. Помощь идет впрок и вскоре зритель имеет возможность наблюдать не одну и не две, а десятки кукол, собранных руками работников небольшого заводика.

Он убедил его, что это будут совершенные куклы, производимые серийно (с)

И тут надо вспомнить, что знакомство зрителя с девочкой Лилит сопряжено с появлением в кадре одной из кукол Энсо, Вакольдой, в честь которой и был назван как роман-первоисточник, так и фильм. Кукла та была немного поломанной, внутри неё не было сердца...



- Здесь было сердце. Вы мне его вернете?
- Конечно. Это же твоё.



Что ж, та поломка более не проблема. Стоит только прийти в помещение заводика и увидеть аккуратные ряды из кукол и разложенные на рабочих столах пластиковые головы, руки, ноги, глаза... При необходимости работники заводика могут сделать куклу, снабженную той или иной механикой, в том числе и бьющимся сердцем.



Вот она - мечта во плоти. Вопрос лишь в том - чья мечта? Ведь в контексте сюжета обыкновенное, с виду ничем не примечательное производство кукол невольно становится образом того, что происходило внутри концлагерей, фабрик смерти, где у приговоренных к ликвидации методично изымали всё, что только можно, выдирали золотые зубы и собирали пепел от сожженных тел, чтобы потом переплавить или использовать иным способом. Всё для рейха, всё для "детей солнца", идеальных представителей нордической расы, над созданием которых и трудился вместе с остальными Менгеле.



Тогда рейх был силен и в распоряжении "ангела смерти" было множество подопытных "кукол", но времена изменились и теперь фанатик вынужден довольствоваться редкими "образцами", с которыми его сталкивает случай. Масштабы уже не те, но логика и смысл остаются прежними. И Лилит, и те, чьи пути пересеклись с учтивым доктором ранее, и те, кому суждено встретиться с ним: все они были и будут для него всего лишь расходными материалами, куклами, которым заранее было отказано в праве на будущее.



- Сколько?
- Почти два сантиметра.

Вскоре маски сбрасываются и казавшееся чудесным лечение становится угрозой для жизни Лилит. Впрочем, для немецкого доктора это уже не имеет значения.



Его записная книжка уже успела пополниться полезными для "детей солнца" записями, а в спину уже дышат посланные за беглым нацистом агенты Моссада.

Да, помимо всего прочего, сюжет Лусии Пуэнсо содержит в себе и детективную составляющую. Проходя параллельно с основной драмой, слежка израильской разведки за Менгеле довольствуется второстепенной ролью в общей канве истории, но при этом задает неплохое напряжение в концовке.

В итоге можно сказать, что получилось добротное серьезное кино, во многом основанное на реальных исторических событиях, но, к сожалению, имеющее довольно серьезные логические дыры. Впрочем, последнее сполна компенсируется заложенными в сюжет образами, над которыми стоит задуматься.



Кроме того, фильм стоит посмотреть поклонникам Наталии Орейро, сыгравшей роль Эвы (Евы), матери Лилит :)
Tags: 2013, Наталия Орейро, детектив, драма, европейское кино, история, нацизм, обзор, рецензия, фестивальное кино, фильм, экранизация
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment