Экранизации библейских историй никогда не любил. Такая нудная пафосная декламация на фоне ненатуральных декораций. Люди с искусственными бородами говорят все с ощущением искусственного и фальшивого пафоса. Это антиискусство. Проблема таких экранизаций в принципиальном непонимании со стороны режиссеров и актеров природы библейских историй. Эти истории бытовые. В них нет пафоса вообще. Это не истории-чистовики. Это -- истории-черновики, которые хочется переписать, а переписать уже нельзя. И в них ошибаются все, и даже Б-г.
Аранофский в своей библейской экранизации "Ной" не только избежал неуместного пафоса и претензии на детскую Библию в картинках, но и сумел в драматической форме передать полноценную иудейскую герменевтику текста. Поэтому, с одной стороны, получился яркий и сильный фильм. С другой же стороны, библейская история была передана более или менее адекватно.
Мир до Потопа -- это мир, в котором не было диалога людей с Б-гом вообще. Из поколения в поколение передавались истории о Б-ге, о Его невероятном величии и о его проклятиях людям, связанным с изгнанием их из рая. Б-г оставил людей возиться в их клоаке и умирать. Это был невероятный ужас для всех. Ощущение тотальной заброшенности. Это ощущение было у всех, и у Ноя тоже.
И тут Б-г вступает в диалог с Ноем. С ним одним из всего человечества за всю историю земных людей! Он раскрывает Ною свои планы. И они ужасающие. Б-г решил устроить геноцид этого брошенного человечества -- уничтожить всех: детей, женщин, стариков, всех! И уничтожить их не одномоментно, а так, чтобы вызвать у покинутого человечества вопли отчаяния растянутые во многие дни -- безумные крики всех и каждого, умываемые нескончаемым дождем: ребенка и мудрого старца. Что же делает Ной? Он предает человечество ради Всевышнего. Он соглашается с планами Б-га и решается Ему помочь во всем. Он согласен с тем, чтобы уничтожили не только всех его соседей и родственников, а вообще, чтобы уничтожили всех!
Ной становится Юденратом для всех -- он предназначен Б-гом лишь для того, чтобы придавать смысл уничтожению собственного народа. А что же при этом испытывает сам Ной? Является ли этот выбор для него мучительным? Наверняка Ною его решение быть с Б-гом против всего человечества дается с огромными экзистенциальными терзаниями. Его решение, наверное, было таким же мучительным и абсурдным, как решение главных героев фильма BBC "Суд над Б-гом". Герои фильма, заключенные Освенцима, устроили раввинский суд над Всевышним за Его немилосердие. И каково было их решение? Они постановили, что Б-г не справедлив и не милосерден по Своей природе, но Ему все-равно нужно молиться, считая Его и справедливым, и милосердным. И именно с этими молитвами они все отправились в печи крематория, зная, что их ждет через пару минут.
Обвинительная речь хасидского цадика из фильма и его же абсурдное решение:
Вот это же абсурдное решение Ноя произвело на Б-га сильный эффект. И Б-г заключает с Ноем завет. Первый завет с человечеством! Первое добровольное ограничение Всевышним Своих возможностей и наложение Им на Самого Себя определенных обязательств, от которых Он обязуется никогда не отступать впредь. Только в рамках завета диалог с Всевышним приобретает хоть какой-то смысл. И только после потопа такой диалог становится возможным.
Такое понимание Б-га кажется нам пугающим и диким. Но именно так понимали Б-га все в всем Древнем Мире. Сейчас это понимание ушло. Поэтому ряженые одевают тоги, наклеивают бороды и пафосно декламируют: "И Всевышний пошлет дождь сорок дней и сорок ночей". И эти ряженые еще тужатся передать величие момента рассеянно-умиленным взором уличного комедианта. А Б-г не милосерден и в любой момент может устраивать геноцид народам. И пафосом это не передашь...
Community Info