victoribus (victoribus) wrote in drugoe_kino,
victoribus
victoribus
drugoe_kino

Category:

Лицо без интерьера (заметка по следам фильма "Жизнь Адель: главы первая и вторая").

Едешь в поезде. Окно грязное, заляпанное и почему-то синее. Едешь - и мир за окном кажется не то что совсем синим, но, во всяком случае, гораздо более синим, чем на самом деле. Будто бы не сбалансированным по белому.
Живёшь в городе - и видишь только лица. Лица в поездах, за окнами поездов, на рекламных щитах большие лица, лица на улице, и дома лица, и в зеркале - лица. И мир не то чтобы состоит из одних только лиц - он кажется перегруженным лицами, будто не в городе, а в бочке живёшь, карп карпом: куда ни повернись - карпьи глаза и морда карпья тычется.
Одиночество Адель, кажется, предопределено стилистически. Куда ни ткнись - лицо, лицо, лицо. И сама Адель - лицо. И разве что тело ещё - когда режиссёру захочется поэстетствовать, красоту переплетённых женских тел воспеть.
Одиночество Адель из-за того, что в фильме о ней практически нет второго плана - только первый, на котором - лица, люди, люди да лица, да ещё люди, да люди ещё, пожалуй. Если убрать из этого мира человека - ничего не останется, потому что не то что целого мира - простого интерьера тут нет. Потому: теряет Адель своего человека - и ничего не остаётся ей, и растворяется она в синем пейзаже. Промелькнула - будто увидел её в окно поезда - и уже нет её.
В этом фильме человек изображён или сам по себе, или в мелканьи других людей, или - редко - как элемент пейзажа. Причём пейзажа неживого, символического, как на картинах средневековых художников.
Адель изначально обречена, в мире этого фильма сложно не стать одиноким. В мире сложно не стать одиноким, если мир состоит из одних только лиц, и, в первую руку, твоего собственного.
В общем, причина одиночества Адель - монтаж. Иногда мастерский, как в сцене объяснения в ресторане (пронзительной!), иногда оправданный, иногда какой-то растерянный. Мир Адель смонтирован мёртвым, единственное живое в нём пятно - эпизоды с детьми, просто потому что дети не играют - живут.
Ещё причина одиночества Адель - в композиции, шаткой, щербатой. В бесформенной системе персонажей. Был любовник-учитель, и нету. Бог с ним, но: были родители, и бесследно исчезли, был лучший друг-гей, и пропал. Есть только Адель и её влюблённость, только Адель и её любовь, только Адель и её жизнь, и наконец: только Адель.
И ещё причина одиночества Адель - в безвременье, опять же, композиционном. Жизнь её в первых двух главах не течёт ровно: её жизнь разорвана, растаскана на сцены, часто грубо, начерно состыкованные (как, например, в той части, где сцены интимной близости героинь перемежаются со сценами знакомств с родителями).
Литература, кино сотканы из времени, неразрывного течения человеческой жизни. Как возможен фильм, как возможна книга без времени? Тем более, если этот фильм озаглавлен: "Жизнь"?!.. Ведь, пусть его, пусть из глав, но уж наверное не из эпизодов и мелких сцен состоит эта самая жизнь.
Словом, что тут добавить, одиночество Адель - одиночество всякого, кто живёт в мире, где лица и нет интерьеров. Жалко её светлой жалостью, жалко всякого сироту, потерянного в пространстве, и спасибо создателям фильма за это чувство.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment