К довольно раскрученному творчеству Даррена Аронофски, не лишённого множества преданных фанатов, отношусь довольно спокойно. По поводу его "Фонтана", который меня лично абсолютно не впечатлил, вёл не один горячий спор, "Реквием по мечте" воспринимаю, как кино весьма средненькое, а "Рестлер" и "Чёрный лебедь" - как кино хорошее, но всё-таки ни разу не шедевральное. Но всё-таки, на мой взгляд, со времён "Фонтана" режиссёр явно работает по нарастающей, постоянно повышая качество. На "Ноя" шёл со смешенными чувствами, ведь здесь налицо настоящая проверка сложнейшей темой, из которой Голливуд задумал каким-то образом сделать массового кино. Давайте разбираться, получилось или нет.
Начну с очевидного. По режиссёрской и операторской работе фильм сделан отлично. Много хорошего символизма и интересных деталей в кадре. Фанаты Аронофски должны остатья довольны. Его стиля здесь, в общем-то, достаточно. Что любопытно, особенно хорошо ему удаётся показывать грех и порочность. Если праведность Ноя часто выглядит сероватой, то его враги, погибающие в пороке, всегда яркие, сочные и отлично сделанные. Наверное, связано это с реалиями сегодняшнего дня, где вдохновения для второго сколько угодно, а вот по поводу первого найти яркие типажи и, главное, отклик у зрителя в близкой для них теме довольно сложно.
Рассел Кроу традиционно хорош, как и окружающие его актёрские работы. Лучше всех, конечно, Энтони Хопкинс (со своими ягодами), отвечающий за мудрость (если Ной часто мечется, то герой Хопкинса всегда точно знает, что делать и что говорить). Дженнифер Коннели в роли жены Ноя тоже выступила отлично и не похоже на свои стандартные роли. Отдельной похвалы заслуживает и Рэй Уинстон в роли главного злодея. Эмма Уотсон и остальные "дети" выступают средне и во всяком случае не раздражают, что уже плюс.
С графикой и экшеном у фильма тоже всё в порядке. Поначалу правда кажется, что Стражи нарисованы из рук вон плохо, но потом приходит понимание, что это не из-за неумения, а именно так они и были задуманы (сверху уродливые и нескладные, а внутри - ангельский свет). За остальное глаз вообще не цепляется. Сделано качественно и красиво (в этом смысле дорогой блокбастер, безусловно, получился). Мы смотрели в 2D, но видно, что часть моментов сделано специально для 3Д и в нём, вероятно, фильм смотрится ещё более зрелищно. Можно не пожалеть денег и на IMAX. Фильм в любом случае заслуживает того, чтобы проголосовать за него рублём.
Переходим к главному, к сюжетным перепитиям, драме и заложенным в фильм мыслям.
История потопа - одна из самых интересных среди библейских, не считая распятия Христа, которое уже экранизировалось неоднократно (лучшее всего, как мне кажется, удалось Мэлу Гибсону в "Страстях Христовых"). То, что рассказывает нам Аронофски, крайне далеко от классики. Во-первых, Аронофски снимал блокбастер. Во-вторых, смешал много библейских историй и смыслов, что наверняка не очень понравится тем, кто хорошо знаком с вопросом.
Первые минут 40 после "Библии для самых маленьких" (так я окрестил стилизованный мультик в начале) фильм смотрится скучно и очень размерено, несмотря на красоту и мудрость. Поднимается давно знакомая всем тематика про два типа людей (праведники и грешники), наказание и спасение невинных. Всё это мы уже слышали и видели, поэтому фильм смотрится по накатанной, без каких-либо неожиданностей. Здесь сценарий местами провисает и выглядит достаточно просто, как и положено блокбастеру, в котором на первом месте зрелище, а не смысл.
Дальше становится интереснее, поскольку сюжет развивается быстрее, одновременно добавляется и экшен, и смысл, уже не сводящийся к простым постулатам. Разбирается само явление Потопа и его смысл. Для одних он становится концом всего, для других - только началом новой жизни, вторым шансом. В людях борется добродетель и порок. Фильм пытается (часто не безуспешно) показать эту борьбу и в ней раскрыть сложность и противоречивость человеческой души, в которой сплетено очень многое.
Линий становится больше, но они не забивают главное повествование, вьются вокруг центрального персонажа. И это хорошо, потому что именно эта линия преподносит самый интересные размышлениях. Например, размышление на тему того, должно человечество выжить или ему уготовано погибнуть, поскольку порок проник в каждого. На фоне этого фильм начинает играть новыми красками, приобретает сложность и многогранность.
Здесь же фильм приобретает и многовекторность. Начинают подниматься все библейские столпы. Любовь, дружба, сострадание, милосердие, поступки людей, их выбор. Вместе с тем появляется сбалансированность, которая заставляет забыть про скуку первых 40 минут. Фильм больше не вызывает желание отрываться и зевать.
В качестве центральной темы фильма выступает "борьба". Причём, условно отрицательные герои борются не меньше положительных. Борются за жизнь и за право называться человеком, за право объединившись решать невыполнимые задачи и бросать вызов Богу. Таков современный человек. Запутавшийся, погрязший в грехе, но борющийся до конца.
Фильм хорошо сбалансирован и по героям. Все они в чём-то по своему правы и в чём-то по своему ошибаются. Те, кто в начале казались однозначно плохими и однозначно хорошими во второй половине фильма играют новыми красками, раскрываются по особому. Раскрывается данная неоднозначность, как в поступках, так и в прямых словесных пояснениях ("Набрал на ковчег зверей, а дети утонули. Странная добродетель!"). Наверняка на основании этого будет меняться отношение к ним и у зрителей.
У каждого в фильме свой собственный выбор, ведь величие человека, созданного по образу и подобию Бога, заключается именно в наличие свободной воли. Каждый делает свой собственный выбор, поэтому люди и выходят разными, не похожими друг на друга. При этом одни тянутся к тому, чтобы всем своим существованием доказывать, что не всё в мире предрешено, а другие демонстрируют уникальную терпимость, смирение и веру.
Очень одномерный по началу Ной на выходе получается персонажем сложным и объёмным, с огромными внутренними противоречиями, потерей и поиском добродетели. Думаю, не все зрители одобрят те сложные решения, который принимает главный герой, но именно этой библейской проверкой веры пронизано всё Писание.
Ной, запутавшийся и противоречивый, никогда не теряет главного. Со своими представлениями о должном он верит до конца. Не многим понятно, что благодаря такому неотступному следованию вере, именно он, а не кто-то другой, смог построить ковчег и спасти жизнь на земле. Большинство, увы, не понимает, что благодаря таким людям, как Ной, способным верить и 20 лет строить ковчег без единой капли дождя, мир ещё жив. Такие люди чаще всего обречены на то, чтобы умирать в одиночестве, отшельничестве, поскольку они предназначены не для семьи, но для праведности, для того, чтобы поставить интересы вселенной превыше интересов своих родных и близких.
На мой взгляд, здесь создатели слегка переборщили с грозностью Ноя. Люди незнакомые с Писанием могут не понять и счесть его кровожадными идиотом, а не искренне верующим и до конца преданным Богу человеком (примерно так же зачастую искренне верующие кажутся атеистам какими-то фанатиками). Но в целом передано верно. Голливудский "Ной" смешал разные библейские истории (да ещё и добавил некоторую явную отсебятину), но сохранил контекст.
Получилось это изящно, с большим числом интересных находок. Чего стоит одна только история сотворения мира после посадки на Ковчег. В ней авторы, не пугаясь, смешали то, что многим казалось несовместимым: библейский текст и научную теорию эволюции. Получилось некоторого рода примирение между людьми религиозными и светскими. Хорошо показано, что на самом деле противоречия нет и одни теории дополняют другие.
Фильм даёт хорошее ощущение круговорота событий, повторения истории, в котором мир погибает и начинается сначала, в котором повторяются и искушение, и первородный грех, в котором нельзя вычистить порок и сохранить лишь добродетель. Добро и зло в новом мире борется, как боролось тысячелетиями до этого, рождая нечто среднее и противоречивое. Это и есть Человек и Его борьба, внешняя и внутренняя, приносящая горе и счастье, локальная и глобальная.
Ной же, слепо верующий и идущий по пути начертанном богом, в конце-концов делает то, для чего и создан Человек. Выбирает сам, принимает решения свободной воли. Для человека верующего это очень сложный шаг (именно о нём двухчасовая картина Аронофски), за которым чаще всего следует падение. Но в конце концов, Человек поднимается, принимая и свой выбор, и ту ответственность за него, которую возложил на него Господь, создав Человеком. Величайшим из своих творений.
Фильм наверняка ждёт непростая прокатная судьба. Люди далёкие от религии рискуют не понять заложенной в фильм библейской мудрости. Люди религиозные наверняка воспротивятся вольному обращению с библейским текстами. Но эксперимент, который изначально был полон именно этих рисков, на мой взгляд, получился. Библейские мудрости переложены в голливудский блокбастер с красивой обёрткой, которую так любит современный зритель.
Community Info