stranikmegzvezd (stranikmegzvezd) wrote in drugoe_kino,
stranikmegzvezd
stranikmegzvezd
drugoe_kino

Ладога (2013), режиссёр: Александр Велединский

kinopoisk.ru-Ladoga-2336475

В главных ролях: Ксения Раппопорт, Алексей Серебряков, Андрей Мерзликин, Дмитрий Назаров и другие.
Сценарий: Олег Маловичко

Мини-сериал от режиссёра "Географ глобус пропил". Сюжет, который нужно увидеть в честь праздника Победы и в память о тех днях, когда более чем двухмиллионое население северной столицы на протяжении 872 дней пребывало на грани жизни и смерти, выгадывая даже самый маленький кусочек хлеба.

Это старая легенда. Её рассказал ему его отец, его отцу - его дед. Тролль из Вальберга водил жителей города семь месяцев, семь дней и семь ночей. Потом он привел их к своей пещере, снял с себя капюшон, посмотрел на всех мертвыми желтыми глазами, а потом всех сожрал. (с)

[Подробно]




1942 год. Суровая русская зима. Блокадный Ленинград. Здесь с неба падают обмороженные птицы, а обезумевшие от голода люди съедают пернатых, чтобы выжить. Здесь же готовится к эвакуации одинокая мать Ольга вместе со своим больным, маленьким сыном. Совсем скоро череда грузовиков, кузова которых будут набиты ленинградцами, должна стать хрупкой ниточкой, ведущей через мороз и налеты немецкой авиации к жизни.



Так должно быть, но жизнь жестока и роковая случайность, поместившая мать и сына в разные грузовики, вместе с очередным авианалетом забирают жизнь мальчика и всех тех, кто сидел вместе с ним в кузове ушедшей в ледяную полынью машины.



Сама Ольга остается в живых и находит приют в точке, откуда берет начало дорога жизни к умирающему от голода Ленинграду. Не в силах уйти далеко от того места, где погиб её сын, Ольга становится одним из шоферов, в руках которых судьбы тех, кто всё еще остается в кольце блокады.


В это же время немцы внедряют в ряды водителей своего агента - Тролля из Вальберга, который в ближайшее время должен обеспечить переброску в Ленинград  отравленной еды и тем самым заставить голодающих запаниковать и взбунтоваться против большевиков. Для пресечения диверсии Тролля НКВД посылает на дорогу жизни своего человека, капитана Сергиенко. С этого момента борьба не на жизнь, а на на смерть начинается.

В первую очередь хочу сказать, что мне очень нравится тенденция съемок фильмов и мини-сериалов на тему ВОВ не о пехоте, не о танкистах и не о летчиках, а о тех, кто сделал свой вклад в Победу менее заметным, но не менее значимым способом.

Снайперы, диверсанты, обозники и вот теперь водители, каждый рейс которых спасает жизни сотен и тысяч голодающих в морозном, заблокированном городе. Конечно, какие-то из упомянутых сюжетов получились лучше, какие-то - хуже, но при любом раскладе экран вспомнил тех, кого забывать нельзя.

Никто не забыт, ничто не забыто.

От начала и до конца мини-сериал можно сравнить с витой парой, потому что история Ольги практически сразу после своего старта многократно пересекается с расследованием капитана НКВД и этим создает единую историю.


Плюсы:

- В первую очередь жму руку тем, кто создавал заставку. Шрифт с наложенной текстурой льда и кадры документальной хроники сразу же погружают зрителя в то время, когда знаменитый русский мороз был одновременно и союзником в войне с фашистскими захватчиками, и страшным врагом, не ведающим пощады вообще ни к кому.




Идейный коммунист, беспартийный, раскулаченный, честный или негодяй, русский, еврей или немец, мужчина, женщина, старик или маленький ребенок - холоду всё равно до всех этих различий, да и голоду до того же нет дела.

Маленький кусочек хлеба, который до войны был бы всего-то на один незаметный, ничего не значащий кус, становится богатством. Богатством, способном продлить жизнь человека еще хотя бы на чуть-чуть, на один денек, а там... А там еще один такой же, а, может быть, и меньший кусочек хлеба... Это, если, конечно, повезет и человек всё же доживет до следующего пайка, а не умрет от болезни, очередной бомбежки или даже от рук другого, обезумевшего от голода блокадника.

- История Ольги в исполнении Ксении Раппопорт. Перед такими женщинами я снимаю шляпу... Нет, не потому что она села за руль полуторки и поехала сквозь пургу, рискуя провалиться в полынью или быть убитой очередным пилотом люфтваффе. Конечно, работа на дороге жизни для женщины - это подвиг. Но главное то, что перед этим Ольга потеряла сына. У меня есть родственница, которая пару десятков лет назад потеряла единственного сына. Не буду уточнять, что случилось, важно то, что она сказала через некоторое время после перевернувших её жизнь событий: "можно пережить смерть брата, сестры, матери и отца, но, когда умирает твой ребенок - это совсем другое..."

После такого в мирной жизни счастливые и дружные люди часто разводятся, другие могут даже сойти с ума, особенно, если гибели ребенка сопутствуют еще какие-то трагические обстоятельства, а тут - война, непрерывный и безжалостный физический и психологический прессинг. Я, конечно, понимаю, что происходящее - это только сценарий, который при желании можно накрутить на еще бОльший героизм, правильность и самоотверженность, но всё же я воспринимаю судьбу Ольги не иначе, как двойной, если не тройной, учитывая её участие в детективной линии, подвиг.

- Капитан Сергеенко. Благодарствую сценаристам, потому что персонаж получился без перегиба в сторону жестокости или комедийности. Да-да, после развала СССР стало модно расписывать офицеров НКВД либо, как дьяволов во плоти, либо, как клоунов, которые жестоки и принципиальны в мирное время, но отчаянно трусливы и жалки, если прижмет. Конечно, было всякое, но, когда актёр, руководимый режиссёром и сценарием создает на экране гиперболу - это заметно и даёт ощутимый минус реалистичности.



Благо дело автор сценария Олег Маловичко и исполнитель роли Алексей Серебряков не переборщили. В результате Сергиенко вышел суровым, подчас и жёстким, но всё же именно следаком, а не зверем и не посмешищем. По этой причине всецело одобряю выбор кастинг группы и заочно жму руку Серебрякову.

Минусы:

- Согласен с отписавшимися на КиноПоиске в том, что на одной жизненно и стратегически важной автобазе сценарий собрал слишком много тех, кого бы в те годы и при тех обстоятельствах вполне могли бы счесть неблагонадежными. Логика-то понятна: нужна драма и напряженный детектив на протяжении всех четырех серий до тех пор, пока сюжет не выйдет на финишную прямую, потому нужно и обстоятельства для этого создать.

- Субъективный минус - слишком большой уклон в сторону детектива. Конечно, сюжет о резиденте-диверсанте, должном отравить и так стоящих в миллиметре от смерти людей, достоин воплощения на экране, но всё же... Из-за детектива блокадный Ленинград по сути остался за бортом. Кусочек с самого начала, еще один кусочек примерно посередине сюжета, а в остальном голодающий город остается лишь в разговорах.

Правда, справедливости ради надо сказать, что те диалоги вместе с бушующей вокруг вьюгой и торопливым напряжением всех, кто есть на автобазе всё равно создают атмосферу, которая хоть и не показывает прямо происходящее внутри кольца блокады, но в тоже время и не даёт забыть о Ленинграде ни на секунду.


И всё же хотелось бы еще одного сюжета, связанного с дорогой жизни и блокадным Ленинградом. Неважно будет ли это полнометражный фильм или мини-сериал, важно, чтобы больше времени уделили именно судьбам блокадников. В конце концов, в мирной, спокойной и сытой жизни остается достаточно места для драмы, а, когда ситуация обостряется, когда на человека давит целый клубок абсолютно независящих от него проблем, тогда все межчеловеческие отношения становятся острее и напряженнее. В такое время происходит множество событий, которые вполне могут найти своё место на страницах книги или в кадрах фильма. События ленинградской блокады, всё то, что свалилось на жителей города Петра, более чем подходит под вышеописанное, потому буду ждать. Возможно, на 70-летие Победы снимут что-то подобное.
Tags: 2013, Алексей Серебряков, Вторая мировая война, Ксения Раппопорт, военный, детектив, драма, рецензия
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments