"При интериоризации души и совести (принципа самоидентичности и самоэквивалентности) субъект подвергается настоящему заточению, сходному с заточением безумцев, которое описал Фуко для XVII века. <...> и возникает беспокойная боязнь двойника как разрыва субъекта в безумии и смерти. «Кто видит двойника, тот видит свою смерть». Двойник становится <...> неприкаянной душой — прообразом смерти субъекта, преследующим его уже при жизни." (Ж. Бодрийяр. "Символический обмен и смерть".)
"Враг" Вильнёва отделился от текстуальности "Двойника" Сарамаго, воссоздавая в мрачных тонах зловещего двойника, другого, как двоящиеся Белл - Клэр и Тертулиано. Повторение и контроль становятся краеугольными камнями для персонажа (Белл), упорядочивающего или точнее расшифровывающего окружающий его хаос. Собственно и самого хаоса для Белла не существует, хаос - это пока не понятый порядок, это реальность означенная другим смыслом. В этом разрыве Белл и находит свего двойника, или, может двойник захотел чтобы его нашли? Белл двигается по собственным следам, расшифровывая собственную жизнь, означивая события в соотвествии со своим принципом реальности. Его жизнь - цикличная диссоциативная фуга, Вильнёв неоднозначно это подчеркивает, перенося конец фильма в начало: первые пять минут это события, хронологически следующие за названием фильма в самом конце. Многое становится на свои места если посмотреть начало фильм повторно, сразу за его завершением. Белл - Клэр, наверное, так бы и жил в двух реальностях, ассоциируя свою беременную жену с огромной самкой-паучихой, съедающую его жизнь, как насекомое съедает самца после соития, если бы не одно травмируещее событие - ... его смерть. Смерть, в которой он стал заложником собственного шизофренического кошмара. "Кто видит двойника, тот видит свою смерть" - был бы прекрасным слоганом для этого фильма. Отдельно хочется отметить органичность представления Белла - Клэра Джилленхолом, прекрасно вписывающимся в эту роль.
Советую к просмотру.
Community Info