Много слышал о этой картине от старшего поколения, но посмотреть как-то не удавалось, кроме того по советскому телевидению фильм тоже показали всего лишь несколько раз за три последующих после премьеры десятилетия.
До сих пор точно неизвестно кем же был этот перебежчик из австро-венгерской армии, сначала сражавшийся за царскую Россию в составе Сербского добровольческого корпуса, потом, после революции, ушедший к большевикам и дравшийся с белыми под командованием Буденного и погибший под Ровно летом 1920 года в ходе советско-польской войны.
Был ли наш авантюрист сербом, хорватом, или представителем другого южнославянского народа не суть важно. У него не было своего Фурманова, но тем не менее Дундич сумел оказаться одним из красных мемов Гражданской войны, причем еще при жизни.
Фильм был снят по пьесе и получил соответственные достоинства и недостатки - с одной стороны отличные сцены и диалоги с блистательными актерами второго плана, и, абсолютно невразумительная лихорадочная канва повествования, с дикими прыжками в логике действия (чего стоит невероятная по сложности и потерям операция по захвату французского генерала, которого потом просто так отпустят к белым). Своего рода дикий коктейль из "Тихого Дона" и "Свадьбы в Малиновке", усиливающий свое действия образами актеров сыгравших в первых двух фильмах.
Из батальных сцен хорош лишь бой в станице с показом тактики действия тачанок против казачьей лавы и относительно хорошими кавалерийскими рубками. Видимо дело в том, что параллельно, в том же году, заканчивались съемки "Тихого Дона", на который были брошены все ресурсы в том числе и каскадерские.
Лучшей работой стал генерал Шкуро просто в гениальном исполнении Сергея Лукьянова, в том же году буквально прожившего Пугачевым в "Капитанской дочке" Каплуновского (творческая вершина актера, лучший Пугачев в искусстве). Шкуро со своим фирменным кубанским гыканием и развязно-разболтанными повадками, казалось полностью повторяет советский генералитет и высшее офицерство со времен застоя и до наших дней. Временами казалось, что он таки перейдет в РККА )) Чего стоит сцена представления им белых генералов "французскому офицеру" - сквозь зубы с показным презрением называются фамилии и звания кадровых "добровольцы", и, с добродушным погигикиванием - свои полудикие соратники в черкесках (полковник Суслик, генерал Зайчик и т.д.)
Генерал Мамонтов в исполнении Бориса Ливанова (отец всесоюзного Холмса и Карлсона), которого весь фильм беспокоят три вещи: собственная печень, красная конница, и ... генерал Шкуро.
Дуэт Бранко Плешича и Милана Пузича в ролях, соответственно, Олеко Дундича и его антагониста Павла Ходжича. Бывшие сослуживцы по Сербскому добровольческому корпусу, теперь они непримиримые враги как идеологическом (белые-красные), так и личном (есть-одна-тян) плане.
Бедные радетели всеславянского единства, видели бы вы данных чернявых братушек говорящих на русском с каким-то северокавказским акцентом, а потому естественно смотрящихся в черкесках с газырями: Дундич - выдавая себя за грузинского князя, Ходжич - будучи полковником контразведки у Шкуро смело осаживает горцев из союзных белым частей, буйно отмечающих в ресторане. Оба любят пострелять, словит. лулзы, устроить хитроумные планы по поимке друг друга, разве что Ходжича сделали уж совсем подлым.
Олеко Дундич
Павел Ходжич
Колоритен Сергей Филиппов в роли донского квартирьера, успешно спаивающий красных шпионок
С удивлением узнал Геннадия Карякина в роли интеллигентного прапорщика. А ведь в том же году он прекрасно исполнил роль Михаила Кошевого в "Тихом Доне"
С некоторых пор, в блогосфере, с подачи Мальгина, после очередного тура конкурса кавказских танцев на Красной площади, стал популярен этот фрагмент фильма.
Community Info