dakarant (dakarant) wrote in drugoe_kino,
dakarant
dakarant
drugoe_kino

Category:

Посредник (1990)

1
Посмотрел советский трехсерийный телефильм «Посредник» (1990), снятый по мотивам фантастической повести А.И. Мирера «Главный полдень» (1969).
vlcsnap-2013-10-12-21h54m03s108
В принципе, фильм можно охарактеризовать одним словом – тарковщина. Режиссер Владимир Потапов явно подражал Андрею Тарковскому и конкретно «Сталкеру» – вплоть до прямых визуальных цитат. И надо сказать, это единственное известное мне на данный момент произведение киноискусства, которое, откровенно подражая Тарковскому, получилось хорошим и самобытным.
vlcsnap-2013-10-20-16h16m41s167
Прежде всего, фильм очень атмосферен. Атмосфера складывается не только и даже не столько из визуального ряда, сколько из ряда звукового. Звучит мягкий такой обволакивающий эмбиент, умело переплетенный с естественными звуками, что издают люди и предметы. Честно говоря, я даже не могу назвать навскидку советского фильма (может быть, кроме, опять же, Тарковского), который имел бы столь качественное и органичное звуковое сопровождение.
доктор
В такт эмбиенту действие разворачивается медленно, медитативно, тягуче. Движения персонажей нарочито замедленны, планы нарочито долги. В результате в первой серии трехсерийного фильма почти ничего не происходит (а то, что происходит – совершенно непонятно не читавшему книгу зрителю). Это и немудрено – повесть Мирера довольно маленькая, там и на одну-то полноценную серию с трудом набирается событий.
vlcsnap-2013-10-12-17h12m55s134
Сюжет для фантастики довольно банален – на Землю высаживаются инопланетяне и захватывают тела людей. Сама повесть Мирера (я прочитал ее после просмотра фильма) очень детская и наивная – типа доблестные советские пионеры ловят шпионов. Разлитой в фильме атмосферы в повести нет ни грамма, да и вообще повесть эта ничем не примечательна. Фильм в этом смысле представляет собой куда более значительное культурное явление. Удивительно, что, хотя сюжет оставлен практически неизменным, даже «Пикник на обочине» не так отличен от «Сталкера», как «Главный полдень» от «Посредника».
экшен
Откровенно слабая литературная основа, видимо, и является причиной возникновения основного, на мой взгляд, недостатка фильма – в нем невозможно найти сколько-нибудь серьезных и интересных смыслов. Оттого используемая стилистика как-то повисает в воздухе и никак не стыкуется с содержанием, как это имело место у того же Тарковского. Так, например, в «Посреднике» используется такое же чередование цветной и серо-коричневой (сепия) гаммы, как и в «Сталкере», но если у Тарковского оно имело определенное смысловое наполнение, то здесь я никакой логики в чередовании расцветки не заметил.
vlcsnap-2013-10-20-16h24m35s32
Фильм демонстрирует нам жутковатый в своей обыденности кафкианский мир, от которого веет безнадежностью. Он похож на тягучий сон, вплотную подбирающийся к кошмару и останавливающийся на самом пороге. Словно ты усилием воли удерживаешь себя от того, чтобы ужаснуться и запаниковать, чтобы выпустить в мир чудовищ, которые скребутся и воют за запертой дверью. Удерживаешь успешно – но из последних сил.
vlcsnap-2013-10-20-16h30m45s152
В этой мрачной атмосфере и нарочитой бедности картины, которая, благодаря явному таланту ее создателей, из бага превращается в фичу, есть что-то типично перестроечное, что-то, роднящее ее с песнями «Гражданской Обороны» и т.п., что-то, отрывающее ее все-таки от Тарковского. Никакой «социальной критики» и антисоветизма в фильме, впрочем, нет. Хотя…
vlcsnap-2013-10-20-16h09m21s116
Ну вот, пожалуй, единственное, что можно предъявить как некую идею – и в фильме, и в повести Мирера инопланетяне не могут вселяться в тела детей, гениев и сумасшедших. Именно поэтому главными героями становятся дети (в повести – пионеры 12-13ти лет, в фильме – даже визуально взрослые байкеры 17ти лет) и на них ложится обязанность спасать мир. Объясняется это примерно так: инопланетяне не заменяют сознание человека на свое собственное (им было бы трудно действовать в непривычном теле и непривычном мире), а подчиняют своему сознанию сознание человека, уже находящееся в данном теле. Однако сознания детей, сумасшедших и гениев обладают слишком большой, так сказать, «психической силой», слишком большой самостоятельностью и свободой.
3
Кроме того – но эта идея появляется исключительно в романе Мирера «Дом скитальцев», продолжении «Главного полдня» - общество самих инопланетян очень иерархизировано, и основным желанием каждого члена этого общества является получение более высокого ранга – на это он работает всю жизнь. Именно поэтому инопланетяне легко встраиваются в иерархизированное общество советское, а те, кто в него не встроены в достаточной степени, или, по крайней мере, те, чьи психические силы не направлены на достижение более высокого ранга, те как раз и есть – дети, сумасшедшие и гении.
vlcsnap-2013-10-12-21h28m49s67
Вывод вполне понятен. Лишь немногие свободные люди оказываются способны бросить вызов этому нечеловеческому во всех смыслах миру. Но и они обречены.
vlcsnap-2013-10-12-16h57m46s239
Кончается все не очень-то хорошо: инопланетян удается изгнать, но герои погибают и ничего существенно не меняется. В самом конце фильма городской сумасшедший (очень колоритный персонаж, которого в повести Мирера, конечно, не было) произносит единственную свою за весь фильм фразу: «Все будет хорошо» - но ему почему-то совершенно не верится.

Сережа
Андрей Тарасенко в роли главного героя Сережи Беленького

девушка
Олеся Судзиловская в роли Насти, девушки ГГ

Замятин
Валерий Сторожик в роли инженера Замятина

дурачок
Евгений Редько в роли городского сумасшедшего

посредник
Это и есть «посредник» - инопланетный аппарат по пересадке сознаний в тела.
Subscribe

  • Сказки Александра Роу.

    Что за прелесть, эти сказки! Народ не может существовать, не помня о своих корнях, не обращаясь к истокам своего самосознания. Национальный миф…

  • Орда (2012, реж. А. Прошкин)

    Полтора года я ждал от автора этой рецензии - "Орда", лучшая российская картина 2012 года, настолько монументальна, что не подступиться. И…

  • Собачье сердце (1988, реж. В. Бортко)

    Москва. 20-ые годы... Всюду разруха, голод, местком и беспросветная культпросветкомиссия. Профессор Воланд еще не успел почтить своим вниманием…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Сказки Александра Роу.

    Что за прелесть, эти сказки! Народ не может существовать, не помня о своих корнях, не обращаясь к истокам своего самосознания. Национальный миф…

  • Орда (2012, реж. А. Прошкин)

    Полтора года я ждал от автора этой рецензии - "Орда", лучшая российская картина 2012 года, настолько монументальна, что не подступиться. И…

  • Собачье сердце (1988, реж. В. Бортко)

    Москва. 20-ые годы... Всюду разруха, голод, местком и беспросветная культпросветкомиссия. Профессор Воланд еще не успел почтить своим вниманием…