

Юная Амели Пулен в один из дней своей жизни влюбляется в симпатичного незнакомца и от полноты чувств разыгрывает ангела-хранителя для своих соседей и коллег – она работает в бистро. Амели влюбляет одиноких, помогает старикам, наказывает грубиянов – и всё посредством изощрённых трюков из набора Каро-Жене, на сей раз обращённых на доброе дело. В «Амели» есть намёк на её экстрасенсорные способности, но намёк так и остаётся намёком, лёгким приветом ранним фильмам Бессона-Бенекса-Каракса (в фильмах той обоймы экстрасенсорные способности не спасали, а губили романтических одиночек, выходивших против общества с песенкой на губах), потому что на этот раз Жан-Пьер Жене не нуждается в фантастических обоснованиях действия.


Казалось бы – чудесный беспечальный фильм, радость для семейного просмотра, но внешность обманчива – Жене и в «Амели» верен себе. Чисто французская холодная жестокость скрыта за нежной историей Амели. Эта очаровательная девушка – милая психопатка, замкнутая в своём внутреннем мире и практически не соприкасающаяся с окружающим. Мир скользит мимо неё, как вода в реке или пейзаж за окном автобуса, не затрагивая её души. Недаром фильм полон слепых, бредущих по парижским улочкам с задранными к небу лицами – такова и Амели Пулен. Когда она берётся спасать и защищать своих полуслучайных знакомых, она делает это с наивной механической циничностью, она просто ставит людей в ситуации, из которых есть только один выход – стать счастливыми. Хотя бы на некоторое время. Людьми, оказывается, можно манипулировать, как марионетками. Ради их счастья, считает Амели, но ведь точно так же можно и разрушить их жизнь, довести до безумия.
Паранойя навыворот, как у Курта Воннегута.


В сущности, это феерия «Алые Паруса», пересказанная Роальдом Далем или пропущенная через фильтр Раймона Кено. И подобная повествовательная тактика вовсе не удивляет, когда мы узнаём, что своим появлением «Амели» обязана недоверчивости продюссеров, отклонивших любимый проект режиссёра, экранизацию романа Себастьена Жапризо «Долгая помолвка». Жене хотел снимать «Долгую помолвку» сразу после «Города потерявшихся детей», но не нашёл никого, кто захотел бы вложить деньги в столь сомнительное предприятие и в конце концов использовал наработки «Помолвки» для аранжировки «Амели», самого большого на сегодняшний день финансового успеха Жан-Пьера Жене, вынесшего, наконец, культового режиссёра на простор майнстрима.
Community Info