

Моим знакомым поклонникам Alien фильм Жене, четвёртая часть бессмертной трилогии, не понравился, в основном потому что бесстрашная истребительница инопланетных гадов Рипли оказывается ближе к чудовищам, чем к роду людскому. Однако эта сценарная идея вполне логична и не противоречит общему движению сериала, кроме того, «Возрождение Чужого» (1997г.) и по режиссуре и по дизайну ничуть не хуже фильмов Ридли Скотта, Джеймса Кэмерона и много лучше варианта Дэвида Финчера. Жене не повторяет (как этого ожидали фэны цикла) ударные моменты предыдущих частей, а углубляет и комментирует (с обычным для Жан-Пьера циничным сарказмом) ситуацию попытки людей играть со смертельной опастностью, преследуя какие-то частные выгоды. И я бы сказал, что «Возвращение Чужого» отчасти напоминает «День живых мертвецов» (Day of the Dead) Джорджа Ромеро, фильм, крайне непопулярный в США 90-х годов и культовый в Европе того же времени. И добавлю: Жене цитирует Дэвида Кроненберга, как киноклассику. На подобный жест мог решиться только европейский режиссёр, небрежно и временно ступивший на почву американского масскульта (да, знаю, Кроненберг - канадец, но из старой Европы разница между Канадой и США не очень заметна).


В нём на удивление мало фирменных гэгов режиссёра – пожалуй, можно вспомнить только пулю, рикошетом пролетающую по очень сложной траектории, прежде чем ударить в шлем охранника межпланетной исследовательской станции. К тому же, явно подлаживаясь под вкус наивных американцев, рафинированный пост-сюрреалист Жене позволил себе вставить в фильм сцену удивления. До сих пор его герои в самых диких ситуациях вели себя исключительно спокойно и воспринимали безумные чудеса Вселенной как нечто само собой разумеющееся – но тут, в «Возвращении Чужого», Рипли, ворвавшись в лабораторию, полную её собственных клонов, испытывает потрясение, почти шок, почти ужас, прямо как стандартная героиня нормального американского фильма НФ-ужасов. Да, сцена с уничтожением деформированных клонов раздражает, но это единственный срыв Жене на протяжении всего фильма. Кроме того, можно с удолетворением заметить, что и на американской почве «Возрождения Чужого» ехидный француз не отказал себе в удовольствии представить всех без исключения персонажей, как монстров, и лишить фильм счастливого конца.


Фильм достойный – и визуально, и сюжетно, и контекстуально, однако сам режиссёр вспоминает о работе над ним с содроганием и категорически отказывается повторно впутываться в ситуацию с франшизой. Когда ему предложили проект «Гарри Поттер и Орден Феникса» (к слову сказать, один из лучших и выигрышных романов саги о Harry Potter), он отказался в, мягко говоря, резких выражениях.
Community Info