Пробило меня вдруг на «концептуальные» «скандинавские фильмы», как беременную пробивает вдруг на что-нибудь горько-сладко-кисло-солёное. Во удовлетворение потребности накачал и засмотрел пачечку.
А перед тем ещё пробило на И.Купченко. У ней юбилей как раз был, по ящику фрагменты показывали, и я такой: о-ооо! Увидел вдруг Женщину. Я ведь по молодости её недокрасавицей считал, а вожделел всякий мусор вроде Прокловой, Алферовой и А.Яковлевой.
1.) Неуместный человек («Den Brysomme mannen», Норвегия, 2004)
Некий чел, назовём его как-нибудь Ларс, неким условным образом попадает в некий идиллический город – его просто привозит туда автобус, привозит из подчеркнутого ниоткуда. В этом городе счастливого труда и полнокровного отдыха для Ларса уже уготовлены квартирка, машинка и работёнка – всё неплохого скандинавского качества; довольно скоро находится и полюбовница; казалось бы – радуйся! Но по прошествии некоторого времени Ларс начинает чувствовать в своей новой жизни привкус пластмассы и обнаруживает, что живет он на самом деле в кукольном королевстве; обнаружив, начинает искать из него выход… В общем, всё б неплохо, если б актёр со студенистыми глазками, изобразивший Ларса, сам как-то визуально отличался от остальных кукол – игрою иль хотя бы внешностью.
2.) Ной – белая ворона («Nói albínói», Исландия, 2003)
По-моему, правильный (во всяком случае буквальный) перевод этого фильма – «Ной - альбинос», ибо главный герой – типичный альбинос: безбровый, прозрачноглазый, бреющийся налысо (чтоб не пугать людей седыми патлами в своём юном возрасте). По сюжету Ной ещё школьник, хотя артисту, наверное, уже тридцатничек, и всё-то у Ноя через жопу: семьи нет, живёт с бабушкой в затерянной во льдах хибаре, где-то поблизости обитает забулдыжный отец. Желанья учиться у Ноя тоже нет, из деревенской школы его выгоняют; а вот желание жениться – есть, и Ной влюбляется в приезжую девушку, работающую на автозаправке. Какое будущее может ждать двух юных полунищих возлюбленных в жопе мира под названьем Северная Исландия? Только одно: жопа. И вырваться из неё можно только с помощью бабок. Ной хватает ружьё, приходит в местное отделение банка, требует денег, его там всерьёз не принимают – Ной, ты чего, охерел? – отнимают ружьё, выгоняют пинками взашей… В общем, жопа.
Кульминация такова: с гор сходит лавина и погубляет всех, кроме Ноя: и отца его, и бабку, и тёлку тоже. Кончаясь на этом, фильм оставляет зрителя как бы в размышлении: что это было? Ещё большая жопа? Или теперь, когда нечего больше терять и не за что больше цепляться, – может, теперь обновлённо-опалённый Ной как-нибудь от этого шока «встряхнётся» и заживет «новой», «правильной» жизнью – отвалит куда-нибудь на Большую Землю и «найдёт» там себя?.. Четверочка с минусом.
3.) Ты, живущий! («Du levande», Швеция, 2007)
Афтарам явно не давали покоя Фелини, Кафка, и всякое такое, поточно-бессознательное. Абсурдистский винегрет из каких-то мелко нашинкованных реалий и персоналий. Вздорные бабы, вздорные мужики, дураковатые мужики, вороватые мужики, неуёмные поклонницы, талантливые волосатые гитаристы, тромбоны, барабаны, бомбардировщики… хер знает что. Не проняло.
4.) Странная женщина (СССР, 1977)
Про «нестандартную» женскую душу, для которой искренность чувств важнее многого прочего, в т.ч. таких, казалось бы, незыблемых бабских святынь, как «крепкая семья», «положительный муж», «устроенность быта». Сделано очень добротно. Буквально всё идёт «как по маслу» – диалоги, игра актёров, повороты сюжета. Единственное «не верю» – персонаж Юрий. Любовь с первого взгляда и до снесения башни на долгие годы без какого-либо намёка на взаимность – феномен если и не гипотетический, то уж во всяком случае достаточно редкий для того, чтобы быть поданным зрителю как-то более убедительно и продуманно, чем это сделано в фильме.
5.) Отпуск в сентябре (СССР, 1979)
Начинал смотреть из-за Купченко, но Даль, конечно же, перетянул на себя одеяло. Не почему либо, а просто потому что его гораздо больше в кадре, чем всего и всех остальных. Роль эта у Олега Ивановича выстраданная, желанная, в ней он как бы «играл самого себя». Многими другими ролями Даль брезговал, а эту трепетно ждал и отнёсся к ней со всем своим могучим профессионализмом. Герой Даля Виктор – истеричный мужичок, обременённый интеллектом, вниманием женщин и алкоголем. Весь фильм Виктор бузит, капризничает, дрыгает ножками, оскорбляет друзей, походя ломает бабам судьбы, приноравливается самоубиться – и всё это опрокидывая рюмочку за рюмочкой. В финале же злые чары спадают, и Виктор остепеняется, моментально и мощно: «Алло? Дима, извини, старик, я погорячился. Да. Я хочу поехать на охоту. Да. Всё нормально». Под этот спокойный и уравновешенный голос зрителю надлежит облегченно вздохнуть: «Слава тебе, перебесился!» Лично мне, однако, вздыхать не хотелось, а хотелось уебать ему с ноги, особо не различая при этом кому именно – исполнителю иль персонажу. Без лишнего пиетета. Я не очень понимаю ауру актёрского величия, нагнанную вокруг Даля. Актёр и актёр, чуть выше среднего.
6.) Одинокая женщина желает познакомиться (СССР, 1986)
Смотрел из-за Купченко, но в общем пожалел: фильмец так себе, трёхкопеечный, и по замыслу, и по исполнению. Одинокая женщина решается на стрёмный поступок: развешивает по району объявления о том, что хочет познакомиться. В первый же вечер к ней в сети попадается мелкий во всех смыслах мужичонка без определенного места жительства (А.Збруев), и всё оставшееся время фильма одинокая женщина пытается спровадить его из своей жизни – потому что ну кому он такой нахуй нужен? – а тот всё не спроваживается и не спроваживается, а когда, наконец, исчезает, то выясняется, что не такой уж он вроде был и плохой, и попривыкла к тому же. Одинокая женщина бросается искать его по пивным, но уже, разумеется, поздно. На сей трагической ноте этот мудаковатый фильм и заканчивается.
Community Info