Как поссорились Маркин с Овчуком, а пострадал Валерка
«Магнитные бури» некоторые критики относят к творческой неудаче тандема Абдрашитов-Миндадзе. В этом есть доля сермяжной правды: не нашлось в фильме места красивостям, нет и зашифрованных двусмысленностей, толкование которых приносит таким критикам неплохой доход как в материальной (презренный металл), так и в нематериальной (авторитет, признаки многоумности, налёт элитарности) форме. Не только критики, но и немногочисленные зрители также не оценили, в должной мере, достоинства картины. В первую очередь потому, что не получили ожидаемой дозы удовольствия от просмотра – такое мнение сформировалось у меня от просмотра обсуждения «Магнитных бурь» на одном из форумов и, поскольку состав участников был типичен для подобных обсуждений, я посчитал свой случайный выбор источника репрезентативным. Ну и нельзя пройти мимо того, что фильму не повезло и с прокатом: один раз на ТВ поздно вечером и очень вяло по кинотеатрам. Что ж, это вполне объяснимо – к смотрибельным его отнести трудно, но это, на мой взгляд, не единственная причина. Важно и то, что его содержание не совсем толерантно (использую это противное слово) по отношению к достаточно распространённым типам государственного устройства в целом и локальным процессам, происходящим в них, в частности. В том числе и на территории России. С момента выхода картины на экран прошло уже более десяти лет, но её злободневность только растёт, а это один из признаков качества.
Фильм намеренно (предполагаю, что так) антиэстетичен, большую часть действия огромная массовка маневрирует в темноте, сходясь в безжалостной битве стенка на стенку. Удары, сопение, топот ног – бессмысленно и беспощадно. Как будто бы навели на людей морок и затуманил он им головы, нежданно-негаданно отнял разум у всех сразу. И полем битвы становится не только завод, за обладание которым бьются два «войска» местных олигархов, но и вся территория фильма - город, поезд, квартира. Каждое сражение что-то отбирает у главного героя – квартиру, жену, друга. Расширяется пустота в его душе и смерть кажется уже приемлемым выходом из этой круговерти смуты. Авторы назвали причиной такого замутнённого состояния сознания магнитные бури, но это метафора - не в словах суть, суть в явлении.
Повторю, что кино это не развлекательное. Не могу назвать его даже социальной драмой, скорее социальная зарисовка, вспышка, высветившая и показавшая мир, давно заброшенный нашим кинематографом. Не гламур, не криминалитет и не офисные сидельцы – простые рабочие в центре внимания, но уже так замылен наш зрительский взгляд, что убогость их быта и простота отношений вызывают дискомфорт у зрителя. Не только обращением к теме жизни простого рабочего человека фильм выделяется из общего ряда. В нём показана матрица, легко накладываемая на события наших дней, включая и самые горячие, происходящие на Украине. С одной стороны – искренность бойцов, стимулируемая купюрами, с другой – находящиеся в тени хозяева этих армий. Наконец, финал – буря закончилась, окончилась и война. Или наоборот? Олигархи пришли к соглашению и дали отмашку: штыки в землю. Потрёпанные солдаты радуются возвращению в мир, а их генералы оценивают результаты передела мира. Тишина и спокойствие до тех пор, пока результаты не перестанут удовлетворять аппетиты сильных мира сего… И тогда – всё сначала. Мы в матрице, как белки в колесе!
---
«Магнитные бури» некоторые критики относят к творческой неудаче тандема Абдрашитов-Миндадзе. В этом есть доля сермяжной правды: не нашлось в фильме места красивостям, нет и зашифрованных двусмысленностей, толкование которых приносит таким критикам неплохой доход как в материальной (презренный металл), так и в нематериальной (авторитет, признаки многоумности, налёт элитарности) форме. Не только критики, но и немногочисленные зрители также не оценили, в должной мере, достоинства картины. В первую очередь потому, что не получили ожидаемой дозы удовольствия от просмотра – такое мнение сформировалось у меня от просмотра обсуждения «Магнитных бурь» на одном из форумов и, поскольку состав участников был типичен для подобных обсуждений, я посчитал свой случайный выбор источника репрезентативным. Ну и нельзя пройти мимо того, что фильму не повезло и с прокатом: один раз на ТВ поздно вечером и очень вяло по кинотеатрам. Что ж, это вполне объяснимо – к смотрибельным его отнести трудно, но это, на мой взгляд, не единственная причина. Важно и то, что его содержание не совсем толерантно (использую это противное слово) по отношению к достаточно распространённым типам государственного устройства в целом и локальным процессам, происходящим в них, в частности. В том числе и на территории России. С момента выхода картины на экран прошло уже более десяти лет, но её злободневность только растёт, а это один из признаков качества.

Повторю, что кино это не развлекательное. Не могу назвать его даже социальной драмой, скорее социальная зарисовка, вспышка, высветившая и показавшая мир, давно заброшенный нашим кинематографом. Не гламур, не криминалитет и не офисные сидельцы – простые рабочие в центре внимания, но уже так замылен наш зрительский взгляд, что убогость их быта и простота отношений вызывают дискомфорт у зрителя. Не только обращением к теме жизни простого рабочего человека фильм выделяется из общего ряда. В нём показана матрица, легко накладываемая на события наших дней, включая и самые горячие, происходящие на Украине. С одной стороны – искренность бойцов, стимулируемая купюрами, с другой – находящиеся в тени хозяева этих армий. Наконец, финал – буря закончилась, окончилась и война. Или наоборот? Олигархи пришли к соглашению и дали отмашку: штыки в землю. Потрёпанные солдаты радуются возвращению в мир, а их генералы оценивают результаты передела мира. Тишина и спокойствие до тех пор, пока результаты не перестанут удовлетворять аппетиты сильных мира сего… И тогда – всё сначала. Мы в матрице, как белки в колесе!
---
Community Info