alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Варвары и декаденты: «Познавая белый свет»

«- Я вам желаю счастья и настоящей любви!
Я – вам... желаю... Счастья. И настоящей - любви!
...Коля, ты меня любишь?
- Люба, любовь – это временное увлечение, ты это знаешь, Люба.
- Я это знаю, Коля, я знаю. Но я не хочу это знать.»


Кто-то когда-то в 90-е годы, вспомнив фильм Киры Муратовой «Познавая белый свет», назвал его «маньеризмом». Учитывая то, что в советском искусствоведении термин «маньеризм» носил исключительно негативные коннотации, комплиментом такое определение назвать нельзя. В лучшем случае, это ирония, такое небрежное приобщение странного фильма к высокой культуре, но как бы не к эталонно высокой, а... к маргинальной, скажем так.

01 03 02

Такое положение соответствует статусу Киры Муратовой в глазах наших современников, как профессионалов пера, акул ротационных маших, гиен интернета, так и рядовых зрителей, кино-телевизор-смотретелей. Фильмы Муратовой мало кто хвалит (делая исключение лишь для ранних «Коротких встречи» и «Долгих проводов»). И знаете, почему так мало похвал? При том, что вообще-то Кира Георгиевна является одним из величайших мастеров мирового кино за всё время его существования и стоит уж никак не ниже Жана Ренуара и Роберто Росселини? Да потому что похвалы в её адрес не принесут хвалящему никаких бонусов. Похвалы и восторги в адрес какого-нибудь Ал.Октябриныча Балобанова или Дуни Смирновой являются свидетельством лояльности к власть имущим и комплиментом бизнес-структуре, но за спиной Киры Георгиевны нет ничего – ни власти, ни денег, ни раскрученной мифологии (та легенда, что на скорую руку была смонтирована в эпоху «перестройки и гласности», поблёкла и выцвела от времени, никем не поддерживаемая), так что возносящий хвалы Кире Муратовой льёт фимиам ей и только ей. А на такое бескорыстие пишущие о кино почти никогда не решаются.

04 06 05

Но вернёмся к маньеризму. Я лично считаю маньеризм, как направление в искусстве, более высоким уровнем, чем Ренессанс, и потому мне кажется, что определение «социалистический маньеризм» по отношению к малоизвестному шедевру 1979 года, снятому на Ленфильме после изгнания Киры Муратовой из Одессы, очень остроумно и замечательно точно.
Да, «Познавая белый свет» - маньеристический фильм, в котором клише и стереотипы социалистического реализма используются как речевой код для совершенно иного, авторского высказывания. Разумеется, новые поколения уже с трудом читают картины маньеристов и плохо понимают маньеристическую музыку, ибо многие ключи к шифрам утрачены – и так будет, увы, с «Познавая белый свет» после того, как советская действительность уйдёт в историю. Но до этого далеко. Пока что «Познавая белый свет» остаётся понятным. Ну, не всем, а тем, кто любит думать, конечно – ибо таково свойство маньеризма, обращаться разом к чувству и интеллекту, провоцируя интеллект на анализ чувства и чувствительности.

07 09 08

Это фильм о коммуникации. Об общении и о возможности понимания. Персонажи непрерывно сыпят словами, фразами, шутками, то и дело разражабтся монологами и пытаются выстроить диалог. Но этоо им никогда не удаётся. Никто никого не слушает. Незнакомка Любмила Гурченко выбрасывает письмо, которое подбирает Нина Русланова – не та девушка, которая к финалу «Коротких встреч» поняла, что «не всё так просто», но схожего типа и тоже отравленная тягой к высокой культуре. Нина Русланова вслух читает письмо и с ужасом видит в нём отражение своей собственной тоски, а влюблённый в неё шофёр слушает не текст, а само звучание её голоса, как музыку. Другой шофёр, претендент на руку Нины Руслановой, виртуоз стандартизированной речи, за весь фильм не умолкающий ни на минуту и не произнёсший ни одного собственного слова – только цитаты, только клише, только расхожие шуточки, убеждён, что речь – это власть, и тот, кто говорит, тот управляет. Это интеллигентское убеждение, вложенное в голову простецкого по облику Алексея Жаркова, к финалу выявляет свою пустоту: слова даже в литературоцентричной России не способны даже пылинку сдвинуть с места, и персонаж Жаркова в отчаянии швыряет кирпич в зеркало.

11 10

А рядом с па-де-труа Руслановой-Попова-Жаркова кружится инфернальная интеллектуалка Наташа Лебле, в красной комсомольской косынке на голове, произносящая театральные барочные монологи на штукатурных лесах недостроенных домов и разбивающая сердце Виктора Аристова – эта сцена дана вообще без единого слова, о чём спорят эти двое, мы не слышим за рёвом проносящихся мимо гигантских грузовиков. Своего рода балет индустриальной мощи, за фасадом которой нет ничего, только нищая безбытная пустота, неумение говорить и нежелание слушать.

Нет чувств, нет любви, а самое страшное - нет слов, чтобы сказать об этом отсутствии, и прекрасна рифма начала фильмом «Короткие встречи» и «Познавая белый свет». Во «Встречах» героиня Муратовой бесконечно повторяла начало своей речи – «Дорогие товарищи, дорогие товарищи...» пока слова не превращались в пустоту и ложь, в «Познавая» героиня Руслановой репетирует свою речь, пытаясь вложить в казённые слова живое чувство и также терпит неудачу. И сами миры двух фильмов – иссыхающий мир, страдающий от недостатка воды, во «Встречах», и вода, пропитывающая всё, как во Дне Втором (кстати, у Эренбурга есть такой роман о комсомольской стройке, и Муратова его зло пародирует), отделяющем воду от суши, это сложная интертекстуальная метафора, совершенно маньеристическая, для комментирования которой понадобился бы целый трактат.

14 12 13

Это фильм об отсутствии культуры, о жажде культуры, о том, что современный – тогда советский, сегодня российский – человек висит в пустоте неоформленных смыслов, о том, что по-прежнему «улица корчится безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать», что всё, предлагаемое для диалога, деиндивидуализировано, мертво и полностью оторвано от реальности. Можно молчать и молча смотреть. И видеть, что огромный мир полон чудес, что женщины прекрасны, а мужчины мужественны, что даже в тишине звучит музыка и не надо заглушать музыку нечленораздельными криками, чечёткой или декламацией, ни к чему хорошему такое самоослепление не приведёт.

15 16

Люблю этот фильм. Он совершенен в каждой своей части, глубок по смыслу, лёгок в восприятии, и каждый, самый мелкий эпизод изысканно фрагментарен, как осколок голографической розы. Соединение Терборха с Дейнекой и Франса Хальса с Пименовым, плотное, без зазоров и без фальши - это стиль, изысканность, манера, на грани фетишизма, когда вещи неправдоподобно реальны и в то же время наполнены символическим смыслом, когда натюрморт или просто кирпичная стена с незаконченной побелкой рассказывают непростую историю, когда всё движется вокруг тебя по сложной траектории, и ты тоже движешься, меняясь на протяжении фильма.
Tags: Кира Муратова, советское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments