iowrus (iowrus) wrote in drugoe_kino,
iowrus
iowrus
drugoe_kino

Category:

Она / Her (2013) Спайк Джонс

Моё знакомство с этим фильмом началось с оригинального постера, на котором красовался унылый усатый мужик. В слове «Her», написанного под его слабовольным подбородком, чувствовалась какая-то неуловимая загадка. В голове у меня сразу начали появляться выдуманные рекламные плакаты. Смотрите в феврале в кинотеатрах вашего города: «Her» от продюсера и сценариста «Jackass»! Решив отвлечься от навязчивых мыслей, я отправился в путешествие по гуглу в поисках информации о новом фильме Спайка Джонса. Постер, адаптированный под русскоязычного зрителя, вызвал некоторое замешательство в стройном ряду моих мыслей: тот же мужик, те же усы и всё та же унылость, но неблагозвучный для русского уха «Her» заменён на вполне тривиальное словечко «Она». *Мхатовская пауза* Эй, погодите-ка, уж не хотите ли вы сказать… Да у нас уже есть на «Оскаре-2014» Джаред Лето в роли трансвестита (см. «Далласский клуб покупателей») и боевые лесбиянки из «Жизни Адель»! А если вам этого мало, то не забудьте о свободном негре (опять ворд подчеркнул это несуществующее слово) из «12 лет рабства» и о женщине-космонавте («Гравитация»)! Легонечко потопав от негодования по толстому ковру, я решил всё-таки углубиться в изучение сюжета.

                                                                       
Теодор Туомбли (Хоакин Феникс) занимается немного странной работой: пишет трогательные письма за других людей их близким. Видимо, никто уже не находит время для общения друг с другом, поэтому и появился такой сервис. Вся его жизнь переворачивается с установкой новой операционной системы, обладающей искусственным интеллектом и женским именем Саманта (Скарлетт Йоханссон). Ну, и так уж складывается, что одинокий и замкнутый романтик влюбляется в программное обеспечение, проводя с виртуальной подругой всё больше и больше времени. И никакого гомосексуализма, смены пола или чего-то в этом духе. Кажется, неплохой вариант для совместного просмотра с любимым человеком.

- А давай глянем фильм? – робко обратился я к жене.
- Опять какой-нибудь венгерский арт-хаус про инцест в семье радикальных католиков? – это я пропускаю мимо ушей.
- Там играет Хоакин Феникс!
- А кто это? – продолжает листать журнал.
- Известный актёр. Почти как Том Круз.
- Где он снимался?
- Ну, в разных хороших фильмах.
- Например?
- Мы как-то смотрели с тобой «Мастера»…
- А, эту унылое кинцо про алкоголика, попавшего в секту саентологов? – перебивает.
- А ещё…там есть Скарлетт Йоханссон! – время идти с козырей.
- Ну, можно посмотреть трейлер, - откладывает журнал, - а о чём он?
- Недалёкое будущее. Усатый хикикомори устанавливает себе операционку, обладающую искусственным интеллектом. У ОС есть имя – Саманта и голос Скарлетт Йоханссон. У человека и машины в итоге завязывается роман.
- Очень романтично!
- Да, предельно. И ты ведь ещё интересовалась когда-то искусственным интеллектом.
- Мечтала о том, чтобы написать программу, способную стать моим другом, с которым я бы каждый день общалась…
- Ох, тебе, наверное, было очень одиноко до того, как я появился в твоей жизни. Это в каком классе было?
- Да в каком ещё классе? Мы с тобой уже встречались!
- ?!
- Эм… Ладно-ладно, сейчас я помою посуду и посмотрим! – выбросила белый флаг жена, убегая на кухню.

К чему это я всё? Ах, да: многие из тех, кто мог бы послужить прообразом главного героя, мечтали перед сном о светлых романтических отношениях, не омрачённых непониманием или нестыковкой характеров. Сейчас часто можно услышать о том, что люди влюбляются друг в друга, и прекрасно проводят совместно время, несмотря на то, что их разделяют тысячи километров. Им в этом помогают современные средства коммуникации. Отрезав быт и необходимость постоянно находиться в живом контакте, люди обретают способность преподносить себя лучше, чем они есть на самом деле. В доскайповую эпоху, когда приходилось ограничиваться буковками на экране, идеализация друга по переписке могла достигать ещё больших масштабов. Многое можно было домысливать. Диванные психологи расскажут вам о том, что такие отношения – это путь в никуда, это самообман и тяга к совместно созданному образу, а не к реальному человеку. Где-то врёт партнёр, где-то врёшь о нём себе ты сам. Интересно, что они сказали бы о Теодоре? Спайк Джонс идёт ещё дальше и погружает нас эпоху искусственного интеллекта, в которой человека заменяет компьютером. «Он хотел подсадить меня на Прозак, а теперь влюбился в свой ноутбук», - говорит Кэтрин (Руна Мара), бывшая жена Теодора. И скепсис её понятен, ведь даже герой Хоакина Феникса сомневается в искренности Саманты. Чувствует ли она? Или всё-таки это просто программа, способная лишь имитировать чувства?



Тут стоит сказать пару слов о героине Скарлетт Йоханссон. Её переживания – это другая грань фильма, чисто лемовская по своей сути. Где находится та черта, переступая которую самообучающаяся программа становится личностью? Она переживает, чувствуя свою неполноценность, даже фантазирует о том, как было бы здорово, будь у неё тело. Однако позже, по мере своего развития, Саманта приходит уже к другим выводам: «Я ничем не ограничена, я могу быть где угодно и когда угодно в одно и то же время. Я не привязана ко времени и пространству, как если бы я застряла в теле, которое неизбежно умрёт». Однако никакой войны машин с людьми ждать не стоит, максимум – кухонные ссоры, ведь жанрово «Her» можно отнести к ромкому.

Да, фильм предельно насыщен юмором, иногда юмором на грани, как это было в «Silver Linings Playbook» («Мой парень – псих» - по версии генератора случайных названий российских прокатчиков). Достаточно вспомнить собеседницу Теодора в секс-чате, просившую на пике возбуждения придушить её дохлой кошкой. Или злобного комичного персонажа видеоигры, взаимодействующего с игроком через забавные оскорбления. Всё это ловко сочетается с высокопарными рассуждениями главного героя о том, как ему хочется «заполнить дыру в сердце», он жалуется Саманте на одиночество и нехватку любви: «Знаешь, иногда у меня такое ощущение, что я уже чувствовал всё, что могу почувствовать. И что я уже никогда не почувствую что-нибудь новое». Спайк Джонс не сваливается в пошлятину или нескончаемые сопли, напротив, умело балансирует между сентиментальностью и шутками. Фильм выглядит лучше, чем его словесное описание. А ещё, конечно, я бы хотел отметить достаточно удачное изображение гаджетов вымышленного недалёкого будущего – всё это выглядит симпатично и местами, конечно, забавно.

Теодору ближе к финалу истории, оторвавшись на считанные секунды от экрана смартфона, удаётся взглянуть на себя со стороны: вокруг тысячи таких как он, людей, влюблённо уткнувшихся носом в свои телефоны. Позиция режиссёра по этому вопросу предельно ясна, не зря он вводит персонажа Эми Адамс, демонстрируя нам простую истину: счастье ближе, чем мы думаем, и для нормальной жизни вовсе не обязательно погружаться с головой в виртуальный мир. Так ли это на самом деле, решать уже зрителю.

«Она» - очень хороший вариант на вечер для совместного просмотра со «второй половинкой». Качественное лёгкое и смешное кино встречается не так уж и часто, а для жанра это вообще большая редкость. Приятного вам просмотра и не забывайте иногда отходить от компьютера, не дожидаясь момента, когда жена вас начнёт к нему ревновать.

Tags: Оливия Уайлд, Она, Руни Мара, Скарлетт Йоханссон, Спайк Джонс, Хоакин Феникс, Эми Адамс, американское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments