?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
ОБСУЖДАЕМ: "Летучий голландец"(1995, Йос Стеллинг)
bw
lookaround wrote in drugoe_kino
sergey-tyukanov-084

Друзья! Что-то давно мы тут не обсуждали кино, а потому предлагаю поговорить о довольно подзабытом шедевре голландского мастера.

Те, кто не смотрел, либо поверьте мне на слово, что это шедевр обязательный к просмотру, либо дожидайтесь отзывов других сообщников и подключайтесь по ходу. Те, кто смотрел, пересматривайте, вспоминайте, поднимайте старые рецензии.

Фильм более чем достоин, чтобы о нем поговорить не ощущая давления временных рамок, а потому пост с обсуждением будет верхним всю следующую неделю, и надеюсь, что обсуждение получится интересным и живым.

Призываю делиться своими мыслями и впечатлениями насчёт фильма в произвольном формате. Но также, предлагаю подумать в комментариях на следующими вопросами:

1. О чем же кинолента Стеллинга? И что это за жанр?
2. Улетел ли Голландец? (Без банальных вариантов "да"\"нет")
3. Сколько раз умирал Голландец и умирал ли?
4. Какие ссылки и аллюзии на произведения искусства и исторические события вы увидели у Стеллинга?
5. Актуальна ли картина о голландском средневековье в современной России? Чем?


А если есть ещё хорошие вопросы, задавайте сами.

PS: вместо традиционного скриншота я посчитал более интересным иллюстрировать этот пост работой Сергея Тюканова.


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
- Чтобы найти своего отца, ты должен научиться летать. Это не так уж сложно – надо только оторваться от земли и прислушаться к ветру.

Шикарный фильм. Но, как мне показалось, чуть затянутый.

1. Жанр – драма. Это история о мечте, которая движет человеком.
2. Голландец, конечно, улетел. Ведь он не утратил веру в чудо!
3. Голландец не умирал, как мы не умираем, когда спим.
4. Для меня этот фильм – ожившие полотна фламандских мастеров. Лица, фигуры, пейзажи, общая атмосфера – словно сошли с живописных картин.
5. Послевкусие от просмотра настолько крепко и памятно, что возникает непреодолимое желание фильм пересмотреть. А главное – вспомнить о своей детской месте с снова поверить в чудо. Мне понравилось, как написал один рецензент: «Фильм о том, какой бывает жизнь, если человек умеет смотреть на звезды. Да так, чтобы совсем не видеть болота, в котором живет и все стараться выпутаться из паутины приземленной жизни и взлететь».

"затянутость" мне кажется у стеллинга специальный прием для затягивания в атмосферу. в "девушке и смерть" все еще более затянуто, но постепенно начинаешь наслаждаться этим, как и самой мыслью о том, что кто-то еще продолжает снимать кино такого формата. ))

очень сильный фильм одного из самых талантливых режисеров современности!

"голландец" - то самое кино, которое выше ярлыков жанровости и актуальности. на экране словно оживают (а потом опять застывают) картины великих фламандцев(особенно ван дейка). имхо, фильм о том, что мечты (желания) осуществимы несмотря ни на какие внешние обстоятельства и страхи (даже во времена унквизиции).
улетел или не улетел - неважно - главное что летел! ))
а в навозном отстойнике пусть тонут лишь злые и алчные!

п.с. мне очень радостно, что йос после "душки" снова вернулся к "неактуальным" сюжетам и фламандским картинам в его последнем фильме "девушка и смерть", где место действия... россия начала прошлого века. рекомендую тем, кому понравится "голландец"!

Фильма я, к сожалению, не видела - но какую замечательную Вы выбрали к нему иллюстрацию!

уверен, после просмотра фильма Вы будете в ещё большем восторге от прекрасного

Летучий голландец - не вершина у Стеллинга. Лучше бы Вы вынесли на обсуждение Стрелочника или Иллюзиониста.

Во-первых, я совершенно противоположного мнения. "Стрелочник" куда мельче, а "Голландец" - огромное полотно! Более того, интерес к обсуждению не всегда определяется качеством фильма.

Во-вторых, хотите обсудить другой фильм - организуйте обсуждение! Я даже помогу

Огромное спасибо уважаемому модератору за предложенную дискуссию! До этого никогда не слышала ни о фильме, ни о режиссере, но после такого промоушена не могла не посмотреть :)
Фильм произвел сильное впечатление, какое обычно и производят фильмы-притчи. Стилистически он мне напомнил "Андрея Рублева", и ещё "Сказку странствий". Думаю, "Трудно быть богом", который я собираюсь посмотреть на днях, тоже выдержан в близком стиле.
В основе идеи фильма - противопоставление, постоянная игра на контрастах низменного и возвышенного, плоти и духа. Прекрасный метафоричный образ - золотой потир, который один герой прячет, а другой находит в огромной выгребной яме. Символично также, что эта яма с дерьмом занимает центральное место во дворе поместья, так же как зло и низменные инстинкты занимают самое удобное и заметное место в душе человека.
Вообще, каждый эпизод фильма можно разбирать и находить там множество аллегорий. Самые большие затруднения в толковании у меня вызвала огромная голова воина - откуда она взялась, кто её сделал, куда её тащили? Прочитала в одной из рецензий, что голова символизирует мир идей и образов, которым и является кино, и таким образом герой представлен не столько определенной личностью, сколько тоже собирательным образом (не зря же он всё время воскресает).
То есть у фильма есть по крайней мере два плана: внешний, который представляет канву сюжета, и внутренний, который представляет события и героев как набор символов.
Во внешнем плане герои проживают человеческую жизнь - рождаются и умирают. Во внутреннем же плане мы видим постоянное "воскрешение" главного героя, который олицетворяет лучшие стороны человеческого духа - стремление вырваться за рамки обыденности, стремление к свободе и красоте, непринятие зла.
Поэтому ответ на вопрос, улетел ли голландец, наверно стоит искать на обоих планах фильма. На обыденном плане - нет, не улетел. В символическом плане - да, конечно улетел. Так же как отец голландца (а на символическом плане один и тот же человек) в мечтах героя был капитаном корабля, так же и сам голландец улетел от своего сына. Дух стремится вырваться за пределы материи. Так же как человек стремится вырваться из мрачных условий, куда его приводит жизнь. Здесь полет получается равным смерти, и то и другое - освобождение.
Ещё интересная сквозная тема фильма - борьба добра со злом в душе каждого человека. Здесь самым ярким персонажем выступает карлик, мерзкий и злобный, но и его периодически озаряют вспышки совести. Такой же противоречивый персонаж - сводный брат Голландца, который с одной стороны желает герою смерти и даже пытается его убить (либо даже убивает), но в конце фильма помогает своей жене его разыскивать.
Сколько раз умирал голландец? Если мы имеем в виду главного героя (потому что в символическом плане отец, герой и сын - это один и тот же человек), то я насчитала 4 раза: 1) когда брат его топит в воде; 2) когда он замерзает на поле; 3) когда его заливает водой в колодце; 4) когда его убивает карлик. Кажется, каждый раз при "воскрешении" героя присутствовал ворон, пока надзиратель не свернул ему шею. Постоянное воскрешение героя - это перекличка с символическим планом фильма, по которому дух и стремление к добру всегда возрождаются.
Ну и насчет актуальности, притчи тем и хороши, что они вне времени и истории. Битва добра со злом в душе каждого человека - что может быть актуальнее? Также как и стремление к развитию, свободе, полету. Очень сильный образ, который постоянно повторяется во второй части фильма - высокие гладкие стены и голубой кусочек неба.
Хотела бы ещё отметить великолепный визуальный ряд и музыку в фильме, действительно, как будто смотришь на ожившие картины голландских мастеров. И спасибо за иллюстрацию, прекрасно отражает идею и настроение фильма.
Шедевр на все времена. Обязательно буду его пересматривать, и не один раз.

Да, и забыла упомянуть Кампанелли, который в этом фильме представляет цех работников искусства. Он помогает главному герою, как поэты и художники помогают торжеству духа над материей. Один из самый трогательных моментов фильма - когда Кампанелли перед лицом пытки или смерти говорит об отце мальчика "конечно, он в море".

Скажите, пожалуйста, откуда Вы взяли иллюстрацию к этому посту, чья это работа?

в самом низу поста написано. взял с официального сайта

По первому вопросу, когда я первый раз его увидел, то он обозначался как арт-хауз, хотя этот жанр очень уж расплывчатый.
По второму: голландец не может не улететь, ведь его никто не может удержать.
По третьему: не умирал, по крайней мере физически.
По четвертому: в первую очередь картины Босха, ну и конечно средневековье.
По пятому: конечно, ведь там показано унижение человека человеком, равнодушие к страданиям других, особенно если сам в тепле и уюте, ну и о мечте,мечте о светлом будущем, которого мы ждем уже много лет)))

насчёт пятого - спорно. по-моему, уже никто не ждет никакого светлого будущего. мечты о светлом будущем во всех его обличьях растворились с крахом космической программы.

Голландская Ассоль

1. О чем же кинолента Стеллинга? И что это за жанр?
Тема - человек в жестоком и враждебном мире людей. Жанр – притча, иносказание.

2. Улетел ли Голландец? (Без банальных вариантов "да"\"нет")
Разумеется - мы это видели своими глазами (глазами этого ребёнка).

3. Сколько раз умирал Голландец и умирал ли?
Его убивали, но он не умирал.

4. Какие ссылки и аллюзии на произведения искусства и исторические события вы увидели у Стеллинга?
Ощущение полного невежества, незнания культуры Европы. Явно много чего-то фольклорного: бродячий артист, неожиданные помощники, нереальность происходящего, нелогичность действий героев, христианские мотивы...
Вспомнилось два русских произведения. "Трудно быть богом", потому что недавнее, и мы, наверное, никогда не узнаем, имеет ли место влияние Стеллинга на Германа, или похожие образы возникли из похожих обстоятельств. (А ещё всплывало сходство главгероя с Юрием Цурило, а в начале и вовсе с Путиным). «Алые паруса» – думалось, что блаженный главгерой похож на Ассоль с её мечтами, а ближе к концу фильма прозвучала фраза «корабль с красными парусами».

5. Актуальна ли картина о голландском средневековье в современной России? Чем?
Если иметь в виду, что в России не было Возрождения и из Средневековья мы выбрались только технологически, тогда как массовое сознание продолжает в нём пребывать – то только средневековая тематика и актуальна.

Re: Голландская Ассоль

>Его убивали, но он не умирал.

красивая метафора!


>Если иметь в виду, что в России не было Возрождения и из Средневековья мы выбрались только технологически, тогда как массовое сознание продолжает в нём пребывать – то только средневековая тематика и актуальна.

Интересная мысль. Многое объясняет.

фильм

(Anonymous)
Добрый вечер! Прочитала все ваши отзывы на этот фильм. Во многом согласна. Соглашусь с тем, что когда смотришь этот фильм и видишь много грязи, а заканчивается и я как-будто причастилась... Потребность смотреть этот фильм возникает постоянно, что и делаю. Сравниваю его с "Парфюмером". Там к мечте через трупы, здесь через добро. Это мое мнение

  • 1