
Все фильмы конкурса показаны. Все разочарования пережиты, открытия сделаны. Скоро все станет известно.
Насчет разочарований: самым большим из них стал новый фильм перуанки Клаудии Льосы Aloft (переводят как «Наверх» или «На высоте»). Льоса – одаренная девушка из одаренной семьи - племянница Нобелевского лауреата по литературе, писателя Варгаса Льосы. Ее дебют «Мадейнуса» отметили призом в Роттердаме, а «Молоко скорби» в 2009 году сразило тот же Берлин и без вопросов получило «Золотого медведя».

Как только я увидел, что новая работа Льосы – это копродукция Канады, Испании и Франции, сразу же ощутил, что добра не будет. Есть цветы, которые могут расти только в определенных местах земного шара и при пересадке на другую почву погибают. Вот Льоса – такой эндемик, что с досадной наглядностью доказала новым фильмом.
Это повесть об отношениях сына и матери, прописанная сразу в двух временных планах. Детство героя по имени Иван перемежается с эпизодами из его взрослой жизни, в которой у него семья и соколиная ферма, но демоны из ранних лет все равно живы. Мать – целительница, помогает тяжело больным, при этом ее младший сын обречен, а старший разрывается от ревности и недостатка внимания. Взрослого Ивана играет Силиан Мерфи, мать – Дженнифер Коннелли. Играют хорошо, но это совершенно не актеры Льосы. Проблема, однако, не в актерах, не в качестве изображения – оно как раз вполне на уровне лауреата «Молока скорби» – а в сценарии. Вместо истории на экране - набор более-менее прилично снятых мелодраматических штампов, перемежающихся с нестерпимо патетическими диалогами. Что происходит, кто и почему что-либо делает, установить подчас очень сложно. Того изумительного, музыкального ритма, присущего перуанским работам Льосы, здесь нет и в помине.
Берлинский успех не пошел впрок.
Еще под занавес показали ленту с претенциозным названием «Макондо» - о житье чеченских эмигрантов в Австрии; видно, что режиссер старался, что намерения имел самые честные, в связи с чем снимал настоящих чеченцев в ролях самих себя; но с задачей не справился – малобюджетность, обернувшаяся скукой, лежит тяжким грузом на каждом кадре.
Теперь прогнозы. На любом фестивале это занятие по определению неблагодарное, а на Берлинском, где у жюри соображения политического либо социального свойства слишком часто берут верх над эстетикой, - и подавно. И все-таки, можно быть уверенным, что одну из важных наград возьмет немецкий фильм или фильм с немецким финансированием – просто потому, что их в конкурсе было целых 7; и также наверняка что-то дадут одному из китайских конкурсантов – было их трое, азиатское кино в Берлине любят. Уточняя насчет немецких участников: приз получит посредственная семейная драма «Крестный путь» (Германия) - там силен антиклерикальный момент, а вдобавок еще и безопасно для общественной морали эксплуатируются находки намного менее комфортных, по-настоящему талантливых режиссеров – Ханеке и Зайдля. Местные интеллектуалы в восторге, так что ничего не попишешь. Хорошо и остро сделан «`71» - британский авторский триллер о гражданской войне в Северной Ирландии. Наконец, фаворит большинства критиков – «Мальчишество» Ричарда Ликлейтера – практически безукоризненный кинороман воспитания, который, при почти трехчасовой протяженности и 12 (!) годах съемок, пролетает на одном дыхании.
Итак, мой прогноз на завтрашний вечер такой:
фавориты – «Крестный путь», «Отрочество»/Boyhood (первому - «Золотого медведя» и награду Экуменического жюри впридачу, второму - Гран-при жюри (был бы рад ошибиться); актрисе в «Пути» могут еще дать и лучшую женскую роль), «`71» (вероятно, режиссура), по остальным призам – что-то наверняка достанется азиатам и латиноамериканцам.
Уже недолго.
Дмитрий Десятерик, «День», Берлин-Киев
Community Info