desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Берлинале, 12-13 февраля. РЕДКОСТНЫЕ РАДОСТИ И КРАСОТЫ.

РЕДКОСТНЫЕ РАДОСТИ И КРАСОТЫ

Сегодня хочется поговорить о хорошем или хотя бы нестандартном кино – не все же жаловаться.

Хотя начать придется все равно с ламентации о том, что основной конкурс любого фестиваля – горький хлеб кинокритика. Конкурс надо смотреть весь, при том, что подбор участников иногда не поддается никакой логике.

К счастью, на Берлинале есть еще обширные параллельные программы наподобие «Панорамы» или «Форума». Иногда именно в этих секциях случаются настоящие открытия.

Драма в том, что такие картины практически не имеют шансов попасть даже в свой внутренний, национальный прокат, не говоря уже о постсоветском, а также с очень малой вероятностью появятся в Сети в обозримом будущем; но, черт возьми, именно они придают смысл и профессии кинокритика, и существованию фестивалей.

Неигровой «В поисках Вивиан Майер» («Панорама», сорежиссеры Джон Малуф, Чарди Сискол, США) посвящен однорму из самых талантливых и таинственных фотохудожников Америки – Вивиан Майер. Она и стала известной уже после смерти в 2009 году, когда Малуф купил коробки с ее пленками.

Здесь тот случай, когда содержание избавляет от необходимости работать с формой. О Майер можно и нужно писать книгу. Гениальный фотограф, она всю жизнь проработала няней, никогда не публиковала и не выставляла свои снимки, прятаться было ее излюбленным занятием. Она даже подписывалась чужими именами. В совершенстве владея отчуждающим искусством фотографии, она была любима и детьми, которых нянчила, и их родителями. Малуф следует за канвой ее жизни, в которой было волнующе много тайн, проводит немудреное расследование, двигаясь от комментария к комментарию, и этого достаточно, чтобы фильм был интересен.


А вот в другой американской картине, игровом «Масло на щеколду» (Butter on the latch, режиссер - Джозефин Деккер, «Форум») проблема диаметрально противоположная: форма подавляет содержание. Весь фильм кажется сплошной импровизацией, по крайней мере, диалоги точно придумывались актерами на ходу. Прием прыгающей камеры доведен до грани, за которой целостному изображению грозит распад. Аналогично с сюжетом. В смутно прощупываемой истории двое подруг отправляются за город на фестиваль балканской культуры и там попадают в некие малопонятные приключения. Камера словно пытается повторить расхристанное, психопатическое состояние одной из героинь. В итоге весь фильм, особенно под конец, начинает напоминать горячечную галлюцинацию. Впечатление усиливает действительно эффектный монтаж, которым Деккер владеет очень изобретательно, но всем этом каскаде экспромтов, прыжков и фантазмов совершенно теряются причинно-следственные связи; на вопрос «в чем проблема героини?» сама режиссер так и не дала вразумительного ответа. Но попытка показать лица необщее выраженье вполне достойная.

Стоило провести на фестивале неделю, чтобы из-под гор хлама добыть настоящую драгоценность: «Вторую игру» (Al Doifea Joc, «Форум»). Режиссер – Корнелиу Порумбою (Румыния).



Порумбою – один из лучших, если не лучший представитель румынской новой волны. За первы й полный метр «12 часов 08 минут: К востоку от Бухареста» (2006) получил «Золотую камеру» в Каннах, за второй – «Полицейский – прилагательное» (2009) - два приза программы «Особый взгляд» в тех же Каннах. «Вторая игра» придумана настолько просто, что теряешь дар речи. Корнелиу берет архивную, 1988 года, видеозапись игры футбольных команд «Стяуа» и «Динамо» (обе - Бухарест), которую судил его отец, футбольный рефери, и пускает ее без звука, а сам за кадром смотрит и обсуждет ее с отцом. На экране - только футбол в плохой записи, полтора часа матча, за кадром – диалог сына с отцом. Всё!

И, хотя постепенно игра начинает затягивать, главное, как в любом хорошем кино, происходит за кадром. Ведь фильм потому и называется «Вторая игра» - ибо в этот раз матч идет между отцом и сыном. Именно они главные герои и жертвы противостояния. Гордая фраза отца: «Смотри, как близко я здесь был» падает в пугающую пустоту, ведь, похоже, никто, кроме него, не смотрит именно на рефери. Но есть и другие измерения: слово за словом, ракурс за ракурсом проступает целый потрет эпохи; снег, засыпающий поле; трибуны, стоящие темной неподвижной стеной – история интимная переходит в историю всеобщую, а потом, на практически невысказываемом уровне открывается то, что можно назвать метафизикой: люди играют в игры, игры играют людьми. И когда идут финальные титры с результатами матчей под странную, словно изрубленную версию «Зимы» Паганини, появляется то пронзительное чувство, которое в театре называется катарсисом.

Что же касается конкурса, то в четверг случилась обычная фестивальная оказия: именно под конец приберегли лучшее. Да, да, это были те самые фильмы, которые так пугали автора своим безразмерным хронометражем.


С утра – китайская «Ничья земля» (Нинг Хао). Очень лихая, ироничная версия спагетти-вестерна на современном китайском материале. Суровые китайские парни гоняют на больших раздолбанных машинах, стреляют, взрывают, дерутся, и все это вдобавок под музыку Морриконе. Смотрится на одном дыхании, вызывает у зала бурю восторга, правда, неясно, почему взяли в конкурс. Хотя, с другой стороны, и понятно: вне конкурса этот мандарин-вестерн никто бы не посмотрел, а так – пресса сделает рекламу, авторы получат не только 15 минут славы, но и хорошие предложение от продюсеров. В общем, такая фестивальная благотворительность.

Ну и наконец лучший фильм основного конкурса. «Отрочество» (или «Мальчишество» - Boyhood) – новая работа американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера.


Отрочество, молодость, взросление, трудный возраст – его темы, снимал он об этом довольно много, но без особого успеха. В «Отрочестве» он пошел на прелюбопытный эксперимент: в 2002 году нашел 7-летнего мальчика по имени Мейсон и снимал эпизоды с ним на протяжении 10 лет. Уникальность проекта в том, что это не документальный, а игровой фильм. Все эти годы с Мейсоном в роли его родителей снимались Итан Хоук и Патрисия Аркетт.

Все получилось. Невзирая на почти трехчасовую продолжительность, «Мальчишество» смотрится невероятно легко. Вроде бы это фиксация событий, вроде бы нет сквозного движущего конфликта, но самым захватывающим тут как раз и оказывается взросление, вышеназванное мальчишество как процесс, как тот путь, который с героем хочется пройти. Линклейтер мастерски показывает переходы между возрастами Мейсона; ему удается добиться в фильме того эффекта незаметности протекания времени, который присущ жизни с детьми. «Мальчишество» заканчивается, как положено, 18-летием и окончательным уходом героя во взрослую жизнь; последняя сцена сыграна без лишних слов, точно и замечательно: вот именно так и заканчивается детство.

Безусловно, хотелось бы, чтобы Линклейтер получил «Золотого медведя». Ждать осталось недолго: завтра вечером объявят победителей.

Дмитрий Десятерик, «День», Берлин-Киев

http://www day kiev.ua/ru/blog/obshchestvo/berlinale-12-13-fevralya-redkostnye-radosti-i-krasoty
Tags: Берлин, кинофестиваль
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments