?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Оттепель", год выпуска: 1967
GWH
sveshinieks wrote in drugoe_kino
Продолжение
Начало: "Оттепель", год выпуска: 1962
               "Оттепель", год выпуска: 1963
               "Оттепель", год выпуска: 1964
               "Оттепель", год выпуска: 1965
               "Оттепель", год выпуска: 1966


   "Короткие встречи" Киры Муратовой - последний фильм "оттепели". Гениальность картины заключается в том, что философский контекст искусно вплетен в сюжет. Мысль не преподносится в виде готовых сентенций, а постепенно раскрывается в течении всей картины. Правильнее сказать, что сама картина мира прорисовывается эпизодом за эпизод. Хорошо знакомый современному зрителю по "Криминальному чтиву" прием перемешивания хронологии и места действия освобождает мысль от оков причинно-следственной связи пространственно-временного континуума.

Главные герои фильма одинаково воспринимают происходящее вокруг.
korotkie.vstrechi.4
- Вот берет у тебя покупатель 150 граммов колбасы. Так ты ему дашь 150 или 148? Какая ему разница. Ему то от этого ничего плохого не сделается и государству никакого вреда, а тебе польза.
- От двух граммов то?
- Ты сколько то классов кончила? Семь, говоришь? А сколько человек было сегодня в нашей чайной? Семьдесят. А ну ка умнож два на семьдесят. Сколько будет? Сто сорок. Грамм. Сто сорок грамм и все твои. Нее, торговать, милая моя, надо с умом, а иначе вообще не интересно.

korotkie.vstrechi.1
Ко мне приходит один тип и заявляет, что, вот, у него всегда была вода, а теперь прекратилась. Я спрашиваю: "На каком этаже ваша квартира?" Он: "На четвертом". Я развожу руками, говорю:"Проблема водоснабжения не решена еще". А он говорит: "Да, но до сих пор у меня была вода". Выясняется, что он живет в одном доме с Тихомировым. И вот. когда Тихомирова сняли, ему перестали подавать воду на четвертый этаж. Значит персонально ему подкачивали до сих пор.

   Отличается их реакция на происходящее. Они по-разному отвечают на вопрос "Что делать?"
korotkie.vstrechi.2
Я тебя понимаю. У меня тоже, когда я в управлении работал, был такой начальничек. Усвоили, понимаешь, манеру Николая Второго развивать злость без волнения. Он заходится, кричит, слова глотает, а пульс спокойно бьется. И все ему безразлично. А то еще другой был, тот наоборот. Кровью наливается и так ведет разговор в мягких полутонах о футболе, о женщинах, о том, о сем; а потом как гаркнет. Я подумал-подумал, терпел-терпел, а потом "На кой мне все это сдалось." и ушел. Теперь я вольная птица. В пределах реальности, но, все-таки, вольная.

   Сразу напрашивается цитата "прислуживаться тошно." Сегодня таких как герой Высоцкого называют эскапистами. Романтике профессии геолога они предпочитают регги-романтику пляжей Таиланда или Карибского архипелага. Правда, не ясно, осталось ли у современных эскапистов чувство собственного достоинства как у Максима.
korotkie.vstrechi.3
Я не хочу, чтобы меня разглядывали под микроскопом. Я не червяк. А если даже и червяк, я все равно не желаю.

   Есть один кадр без слов, которым сказано больше, чем в некоторых томах литературы. Это выраженное во взгляде героини осознание того, что простым людям, ради которых она трудится, не жалея себя, наплевать на то, что она делает. Им этого не надо, они этого не оценят. Уже не раз говорилось о том, что "оттепель" - феномен, существовавший только для московской интеллигенции. На лице героини Муратовой отразилось восприятие "оттепели" обычными советскими гражданами.
korotkie.vstrechi.6
   Вопрос, на который ищут ответ герои фильма - как себя вести в ситуации, когда уже ясно, что светлое будущее откладывается на неопределенное время. И здесь снова напрашивается параллель с современными сторонниками "малых дел" и непримиримыми противниками сложившемуся порядку.
korotkie.vstrechi.7
Мы с тобой из разных племен. Я из племени тумба-юмба, а ты из племени мики-наки. Нет, дорогая моя, мы не поймем друг друга. У вас едят людей жаренными, и у нас едят жаренными; но у нас едят с головы, а у вас с ног. В этом наше коренное разногласие. Но, правда, мы близки по духу, потому что остальные племена едят людей вареными. А есть такие дикари, которых не коснулась цивилизация, которые вообще едят людей сырыми. Но, правда, живыми уже не едят, потому что прогресс.

Продолжение: Реквием "оттепели"



Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
и гениальная музыка

Я недавно писал, что сам фильм воспринимаю как музыкальное произведение, поэтому могу его смотреть бесконечное количество раз.

Как раз сейчас пересматриваю фильмы советской эпохи: многое было сказано, того, что и сейчас актуально, какие-то моменты воспринимаю по-другому, чем несколько лет назад.
И весь этот антураж, быт, который пытаются (и не могут) воссоздать современные клепатели фильмо-сериалов.

Я сам после написания этой серии статей воспринимаю эти фильмы по-другому.
А об антураже написано в первой статье. Дело не в нем. Не в шкафах и тумбочках. Я попытался показать, что представляла из себя "оттепель" в глазах современников.
Что касается современного российского кино, то проблема в отсутствии талантов. Слишком много уксуса.

Пожалуй , это один из моих самых любимых фильмов Муратовой. И лучшая кинороль Высоцкого , на мой взгляд.

Я на днях смотрел док. фильм о Высоцком. Там рассказывали о том, что какая-то знакомая Высоцкого, имя которой не запомнил, посмеялась над его ролью в этом фильме. И, насколько я понял, Высоцкий из-за этого был расстроен. Вот так может пострадать гений, если прислушивается к мнению современников.

Да, Кире Муратовой удалось хорошо снять Высоцкого. По-моему, больше никому не удавалось. И сама красивая.

Это редкий случай удачной синергии двух гениев.

Кира Муратова

Edited at 2014-02-05 06:57 pm (UTC)

Один из любимых фильмов...

В фильме действительно прекрасно всё : и сценарий, и музыка, и визуальная составляющая. С одной стороны "слепок эпохи", а с другой - актуален на все времена.

В этом, наверное, суть гениальности - оставаться современным на века.

Re: Мыть иль не мыть... вот в чем вопрос...

Насчет "мыть иль не мыть". Я и сам часто вел такие моно-диалоги. А однажды мне, наконец, удалось попасть на самое начало фильма.
Вы подняли серьезные вопросы, поэтому постараюсь ответить отдельными комментариями.
О Зине. Не было никакого пряника. Образованность никого счастливым не делает. Точнее, делает, но не так, как ее понимают обычные люди. Помните жену Сталкера? Зине тяжело, но вернуться к прежнему состоянию она не хочет. Да, говорит, что не может, но, на самом деле, и не хочет. Быть человеком тяжело.

Edited at 2014-02-06 08:51 am (UTC)

В этом фильме мне очень нравится монолог девушки, которая приходит к главной героине "за книгами". Это, правда, не имеет прямого отношения к разгадке, но такой мазок... сильный.

В комментарии выше этот монолог приведен полностью. Там же дискуссия по поводу этой девушки.

надо бы пересмотреть.

фильм гениальный, пересматриваю регулярно.
никогда не понимал как человек, снимавший все эти маски-шоу и прочий шлак, смог снять такой фильм

Edited at 2014-02-06 07:07 am (UTC)

Вы имеете в виду "Настройщик пианино"? Мне тоже больше всех нравится "Короткие встречи", но я думаю, что до остальных фильмов многие еще не доросли. Ведь в 60-е "Короткие встречи" тоже, наверное, смотрелся дико после "Девчат" и "Волга-Волга".

никогда не устаю от этого фильма, всегда смотрю с чувством, что вот оно - настоящее.

Было время, когда я запускал его каждое воскресенье. Он шел фоном как музыка для создания настроения. По-моему, как раз это и является проявлением высшего пилотажа в киноискусстве.

  • 1