В любом другом городе героев этих фильмов признали бы ненормальными, чудаками, безумцами.Их бы осуждали, от них отворачивались, их бы пытались загнать в какие-то рамки. В Москве они могут быть самими собой, могут жить по своим законам. Именно поэтому приехал сюда узбек Ильхом. Дома должен жить как все, здесь он такой какой есть и никого это не волнует.
Фирменное московское равнодушие? Может быть. Но иногда оно – условие счастья. Все эти герои сами держат в руках свою жизнь, у них множество вариантов жизни.
Бизнесмен, свернувший большой бизнес в маленький, сокративший обычные потребности, но замахнувшийся зато на то, чтобы объездить на мотоцикле весь земной шар. Девушка-модель, рискнувшая поправиться. Учитель английского языка, который по ночам рисует граффити и убегает от полиции. Главный врач детской больницы, которая не берт взяток и живет по клятве Гиппократа – увы и это в наше время признак ненормальности. Но в Москве и это можно, только очень трудно Сила нужна. Или вот девушка-инвалид, которая ездит на коляске в автошколу через метро и переходы. Сумасшедшая – скажет большинство! Город не приспособлен к этому, она не поднимется по ступенькам переходов, не въедет по эскалатору. Но– авторы фильма проводят эксперимент! – если стучаться и просить, то просто в силу математической статистики в огромном городе всегда найдется тот кто поможет. И в силу тех же математических законов больших чисел - будь ты кем угодно, каким угодно ненормальным, нестандартным, тысячу раз не как все – тут ты всегда найдешь своих, ты можешь быть не одинок. Это на самом деле счастье. И все эти герои – счастливые люди. Здесь в этом городе можно быть счастливым. Если умеешь, конечно. А у героев фильмов как раз и стоит поучиться! Как говорит герой первого фильма Александр Вараданянц - мы можем справиться с чем угодно, кроме подстав и политики.
Бизнесмен, свернувший большой бизнес в маленький, сокративший обычные потребности, но замахнувшийся зато на то, чтобы объездить на мотоцикле весь земной шар. Девушка-модель, рискнувшая поправиться. Учитель английского языка, который по ночам рисует граффити и убегает от полиции. Главный врач детской больницы, которая не берт взяток и живет по клятве Гиппократа – увы и это в наше время признак ненормальности. Но в Москве и это можно, только очень трудно Сила нужна. Или вот девушка-инвалид, которая ездит на коляске в автошколу через метро и переходы. Сумасшедшая – скажет большинство! Город не приспособлен к этому, она не поднимется по ступенькам переходов, не въедет по эскалатору. Но– авторы фильма проводят эксперимент! – если стучаться и просить, то просто в силу математической статистики в огромном городе всегда найдется тот кто поможет. И в силу тех же математических законов больших чисел - будь ты кем угодно, каким угодно ненормальным, нестандартным, тысячу раз не как все – тут ты всегда найдешь своих, ты можешь быть не одинок. Это на самом деле счастье. И все эти герои – счастливые люди. Здесь в этом городе можно быть счастливым. Если умеешь, конечно. А у героев фильмов как раз и стоит поучиться! Как говорит герой первого фильма Александр Вараданянц - мы можем справиться с чем угодно, кроме подстав и политики.

Он, кстати, коренной москвич. В детстве жил в соседнем подъезде с Брежневым, в девяностые поднимал свой собственный бизнес, в полной мере хлебнул всех «радостей» того криминального времени. Справился, состоялся и задал себе вопрос – зачем? И это то, что, кстати, отличает многих москвичей. Во всяком случае тех, кто определяет облик города. Да, рядом с ними живут сотни тысяч людей, ничем не отличающихся по образу жизни от тех кто живет, к примеру, в Нижнем Тагиле – также ходят с утра на работу, также возвращаются домой, думают о том чтобы было не хуже чем у соседа, но облик города определяют именно герои этих фильмов. И именно от того, что есть такие необычные люди, и «обычные» москвичи чем-то все-таки отличаются от жителей других городов. И вот следующий герой: Таня – девушка-робот..

Таня – инвалид. Точнее нет, корректнее называть таких людей людей людьми с ограниченными возможностями. И это правильно. Но не совсем. Возможности Тани ограничены, но она может это преодолеть. Она делает это на наших глазах. И когда кто-то берет ее коляску и помогает ей подняться по ступенькам – а мог бы пройти мимо! – он тоже раздвигает границы. Собственного сердца, например.
Таня родилась и выросла в Москве, Диляра Ларина – в Макеевке. Но чем-то они похожи. Как минимум тем, что близкие их стесняются.

Мама Тани стесняется дочери-инвалида, мама Диляры, что ее дочь – модель. Жених Диляры стеснялся ее полноты. Она худела, мучала себя, но приехав в Москву, смогла принять себя какую есть. И бог с ним с женихом, который считал ее своей собственностью, здесь она – сама своя и только. И счастлива. И, кстати, зарабатывает деньги. Этот город требует денег, это правда. И он дает возможность их заработать. И гастарбайтеры приезжают сюда именно за этим. Они тоже уже часть города. Но все-таки не определяющая часть. Определяют те, которым нужно что-то большее чем деньги. И вот следующий герой фильма - узбек Илхом. Приехал не зарабатывать, приехал «просто жить». Так и называется фильм о нем – «просто жить».

Узбек, приехавший в Москву заниматься паркуром – что может быть более странного?! Хотя все вправду очень просто – ну нет дома у него таких крутых трейсеров, мама держит маленькое кафе, и судьба его там определена. А здесь у него горят глаза и кто знает кем он станет. Пройдет паркур, откроет для себя что-то другое.
Нет, это не история про толерантный город Москву – его однажды в самом начале московской жизни все-таки побили за то что он узбек. Но паркур это тоже риск, паркур это преодоление страха. И он преодолевает страх. И сегодня, кстати, его уже не выделишь из толпы, и милиционеры, чувствующие страх носом, нюхом, телом – чем там еще? – теперь равнодушно пройдут мимо. Он здесь идет не робким приезжим, он абсолютно москвич. И ты вдруг понимаешь что Москва – это уже почти Америка. Плавильный котел или как там ее называют?
Конечно, фильмы это не исследование, конечно, мой взгляд – это мой взгляд с учетом моего опыта и тех вопросов, которые волнуют лично меня. Кто-то другой увидит в этих фильмах что-то другое. Но одно ясно точно – наш город меняется. И фильмы Юлии Меламед ставят эти вопросы. При этом это еще и хорошо рассказанные истории. Смонтированные очень современно, с использованием самых разных средств. Интернет-проект. Вот здесь его можно посмотреть в открытом доступе.
http://www.mn.ru/moskvichi_vse/
И в качестве маленького посткриптума. На днях я поймала вечером такси. Таксист оказался негром, точнее, да, правильнее его называть афроамериканец, хотя может быть он не американец, и может совсем не из Африки, не знаю я как его называть! Со всем уважением. Но я про другое. Ночной город, человек с черной кожей за рулем – полное ощущение какого-нибудь Нью-йорка или Торонто, привет Джиму Джармушу и его «Ночи на Земле». И это тоже Москва. Москвичи. Часть огромного большого мира. Про это и фильмы. И будем ждать продолжения. Оно уже в четверг!
Community Info