Viktoria Goekhan-Rotermel (muzima) wrote in drugoe_kino,
Viktoria Goekhan-Rotermel
muzima
drugoe_kino

Categories:

Культовый сериал Mad Men (AMC, c 2007-, создатель идеи Matthew Weiner)

Mad-Men-9

Сериал Мad Мen (рус.: Безумцы, AMC), вышедший на экраны в начале 2007 года, считается одним из самых успешных Quality TV нашего времени. Его центральный персонаж - Дон Дрэйпер - креативный директор рекламного агентства на Мэддисон Авеню, скрытая, многогранная личность, пользуется успехом как у своих коллег, так и у женщин. По сути сериал рассказывает, а лучше сказать показывает жизнь 60-х прошедшего столетия. Но не смотря на то что зритель с легкостью погружается в события, разворачивающиеся преимущественно в бюро и в прилежно убранных домах пригорода Нью-Йорка, действительность показывает себя ему только частично.

ВНИМАНИЕ ДАЛЕЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ


Повествование

Гламур и беззаботность жизни 60-х вытесняет проблемы общества, которые в некоторых его структурах, уже тогда набрали серьезные обороты. так зритель сталкивается с африканцами только мельком, когда они услужливо улыбаются в лифте, занимая роль портье или приветствуют домохозяек, ухаживая за их детьми. То же самое касается и политической ситуации того времени, не смотря на то, что сериал не исключает такие события, как выборы или убийство президента, Карибский кризис, тогда актуальную холодную войну, его фокус сконцентрирован на совершенно иных предметах.

Пожалуй, именно это делает его столь привлекательным и смотрибельным для широкой публики, охватывающей разный возраст, пол и интересы. Дело в том, что центральная тема сериала (мой тезис) это человечность во всех ее проявлениях. Человечность не в понятии гуманности, часто вообще охватывают сомнения, знало ли то общество, о таком понятии? Но человечность в ее многогранности, с ошибками, со взлетами и падениями, со стремлением к признанию и принятию, с желанием интеграции и пониманию мира вокруг себя.

224120-mad-men-mad-men

Ошибочно предположение, что в нем можно найти что-то безумное, исходя из его названия. Оно получилось из «Ad Men» - «Advertisement Men» и «Mad Ave» – «Madison Avenue». Хотя, у героев есть все шансы заработать звание безумцев, если не учитывать, что гомофобия, шовинизм, курение, алкоголь, сексизм, безразличность к окружающей среде, расизм, семейные измены и другие моральные ценности резко отличались от сегодняшнего мировосприятия (по крайне мере в Европе).

Герои

Как я уже писала выше, главный герой сериала - Дон Дрейпер (Jon Hamm).

mad_men_draper

Его типаж – смесь
Gary Cooper и Cary Grant, располагает к себе, так пишут авторы многих опусов об этом сериале. Кроме того, это часто повторяют люди вокруг меня. И для такой позиции есть приемлемые аргументы. Для меня он является абсолютным антигероем, более того, именно он часто подчеркивает и разворачивает характер других персонажей, а не наоборот. Его темное прошлое, из которого станет ясно, что он не Дон Дрейпер, а Дик Витмэн, перенявший идентитет своего друга на войне в Корее, открывается зрителю постепенно. Это делает его загадочным, но только для зрителя, его же личность тем самым приобретает негативные черты, как скрытность, лживость по отношению, например, к его семье, и в конце концов трусость. Его желание убежать от прошлого, выражается ни только в неприятии своего имени, он отталкивает от себя единственного брата, пытаясь отделаться крупной суммой денег, бедняга в итоге повесится. Видно, что трагические события детства Дона сделали из него заметно доброго и заботливого отца, но что можно сказать о нем, как о муже? И так ли ему важна его семья? Он постоянно ей изменяет и неоднократно готов убежать с разными любовницами, выбросить всю свою жизнь за борт. С другой стороны, напрашивается вопрос, на сколько эта жизнь его? На сколько его имя отличается от им сформулированных слоганов для рекламной компании? Все что ему остается - это успешно продавать себя, на работе и дома.

Бетти (January Jones) - жена Дона, примерная хозяйка, вечно ухоженная и заботливая мама двоих детей.

drapers
Ее прототип Grace Kelly, несомненно отлично дополняющая образ Дона. В прошлом модель, которая по воли своей матери бросила карьеру и примерно вышла замуж, успешно и счастливо. Бетти гораздо сложнее и многогранна, чем может показаться на первый взгляд. Не смотря на ее белокурость, ангельское личико и выточенную осанку, она крайне сдержанна и порой необъяснимо холодна. Она один из самых глубоких персонажей, с которыми зрителю доводится познакомится. Но тут стоит отметить, что она одна из самых разговорчивых, что касается внутреннего мира. Одни только визиты к психиатру и беседы с подругой, открывают зрителю ее больше, чем кого бы то ни было в этой эпопее. Развитие этого персонажа очевидно, она демонстрирует процесс эмансипации женщины того времени и именно тут становится ясным, что семья Дона держалась на покорности и принятии Бетти.

Любовницы Дона. Нет смысла говорить о каждой по отдельности. В целом можно отметить, что это всегда один и тот же типаж - независимая, зрелая и сильная женщина, способная дать Дону в любой момент отворот поворот. Женщина со своим мнением и как правило со своими целями. Дон интегрирует их в свою жизнь, но лишь на время, пока у него не появляются чувства или же афера угрожает стать публично известной.


don_rachel

bobbie-barrett-don-draper

madmen-affair

Роджер Стерлинг (John Slattery) - один из начальников Дона, позже партнер.

john slattery-STERLING

Думаю, важно отметить его присутствие в фильме, потому что именно о его похождениях известно не меньше, чем о похождениях Дрейпера. И именно он создает нужный контраст, который придает аферам Дона ноты оправдания в его отсутствующей морали. Потому что любовницы Стерлинга не выборочны, случайны, как правило для one-night-stand, женщины молоды и наивны, он не поступается прибегнуть и к услугам проституток. Даже после того, как он оставил жену ради своей секретарши, он не смог подняться ни в глазах зрителя, ни в глазах его коллег. Возможно его единственным постоянным увлечением, не считая алкоголя и сигарет, можно считать Джоан.


Джоан (Christina Hendricks) -  звезда офиса, главенствующая над всеми секретарями, любовница Стерлинга, женственность и острый язык ее два главных оружия.

christina-hendricks-JOAN

По сути этот персонаж не достаточно проработан и часто ее поведение не последовательно, но это можно объяснить тем, что режиссеры в каждой серии разные. В целом она отражающий персонаж, который часто помогает раскрыть характер других героев, подчеркнуть их достоинства или сделать более явными их недостатки.


Пит Кэмбел (Vincent Kartheiser) – один из самых молодых сотрудников рекламного агентства, проныра и подлиза.

vincent_kartheiser-PITT

Часто его поведение не переходит границы поведения подростка. Пытается стать «своим», его фразы звучат нелепо, неуместно и порой просто стыдно. Ведет себя как ребенок с женой, с ее и своими родителями. Но именно благодаря его инфантильности этот персонаж полон потенциала и видно его четкое развитие на протяжении всего сериала. Возможно именно за счет его юного возраста и нелепости оно более очевидно, чем, например, у Дона. Который в свою очередь часто заменяет ему роль отца и является для него большим авторитетом.


Пегги Олсон (Elisabeth Moss) – секретарь Дона Дрейпера, которая в последствии стала звездой рекламного агентства.

elisabeth-moss-PEGGY

Переспала с Кэмбелом и выносила от него ребенка, скрывая его от всех и от себя самой. Не менее загадочный персонаж, чем Дон, так же молчалива и скрытна. Ориентирована на карьеру и показывает развитие эмансипации женщины в ее разных аспектах, служит дополнением и сравнением с Бетти, посвятившей себя дому и детям.


Mad-Men-women
В целом в сериале почти один и тот же набор персонажей в бюро и в домах. Они редко заменяются и почти не пополняются. В них сложно запутаться, просто потому что кроме их роли, их вид и характеры хорошо проработаны. Так, сотрудники офиса в целом представляют собой меркантильных, саркастичных и не дружных с общей моралью людей. Часто они гонятся за достатком, ищут признания и не ясно на сколько и чем они счастливы. Домочадцы (в основном это жены тех же офисных сотрудников) заняты собой и построением гнезда, любительницы моды и сплетен. И конечно же дети, которых постоянно лупят, игнорируют и отправляют смотреть тв, растут как трава при дороге.

Драматургия

Драматургия этого сериала необычно медленная, влюбленная в детали, она показывает, и мало рассказывает. Диалоги лаконичны и непривычно часто они просто отсутствуют. Так к примеру, можно увидеть сцену возвращения Дона домой. Он входит в электричку, занимает место и смотрит вдаль дальнюю. Мимо проходит контролер, подает Дону упавшую на пол газету. Без слов он протягивает ему свой билет, контролер компостирует его и аккуратно кладет в кармашек сидения. Дон все так же устремленно смотрит в никуда. Таких «молчаливых», часто на столько сухих, что даже нет атмосферной музыки, (которой кстати почти и нет вообще) сцен не очень мало. Они как зарисовки, как некоторые атмосферные паузы, дающие зрителю возможность внимать, не анализируя, а сопереживая, без поиска смысла в них. Именно это делает этот сериал столь литературным.

Драматургия медленная, но не пустая. Она подобна жизни, в которой возможно какой-то день не насыщен событиями, но если оглянуться на прошедшую неделю, то станет очевидным, сколько всего произошло. Этот своеобразный темп отлично дает развернуться характерам героев сериала. Более того, не смотря на эпизодичность повествования, сериал почти обходится без cliffhanger. И если возникает вопрос, что же заставляет зрителя смотреть очередную серию, то ответ прост – ее аутентичность. События текут из одного в другое. Никогда еще не было возможности столь явно приблизить темп эпизодичного киноповествования к темпу жизни. Кроме того, стоит отметить, что в сериале нет классической схемы «начало-середина-конец», при чем ни на микро, ни на макро уровне. И это еще одна черта, схожая с реальностью. Жизнь идет своим чередом.

Особенности и киноязык

Наверное, первое, что бросается в глаза и для этого не нужно быть особенно внимательным зрителем – красочный, детально продуманный сеттинг. Бытовые реквизиты, костюмы героев, их прически, жесты – все отлично отражает стиль эпох, которые охватывает этот сериал. Даже напрашивается вопрос, на сколько сериал будет еще самим собой, когда рассказ доберется до 80х? Несомненно, столь полюбившийся и запомнившийся шарм кроется в до мелочей продуманных кулисах, над эстетикой которых работал дизайнер Дэн Бишоп. Схожий по эстетике фильм, над которым работал тот же дизайнер A Single Man (Tom Ford, US 2009).

В Mad Men так же очень профессионально выставлен свет, последовательно и грамотно. По отдельности можно разбирать сцены и значение цветовой гаммы в них, если приглядеться, они всегда субтильно отражают атмосферу и заранее указывают на развитие событий.

Что действительно раздражает, так это использование камеры, оно не отличается последовательностью и варьирует от серии к серии, в зависимости от режиссера, который постоянно меняется. И тут дело ни только в том, что она бывает невидимой и в другой раз очень живой в документальном стиле, а даже планы и непосредственно то, что и как она рассказывает значительно отличается. Это очень важный аспект, который возможно в какой-то степени может отражать реальность событий в жизни, когда человек меняет свою перспективу и фокус на различные вещи, но в данном случае это часто раздражает.
Как я уже писала выше, музыка в этом сериале используется очень скупо и если она есть, то тем более заметна ее функция. Особенным так же является конец каждой серии, в котором каждый раз используется новая музыка, вслушиваясь в слова, часто можно найти иронический подтекст к произошедшим событиям. Кроме того, камера, как бы завершив свой рассказ, просто отдаляется от места событий, тем самым отодвигая зрителя от жизни героев и плавно возвращает его в действительность.

Часто можно встретить интересное решение монтажа, так закрываясь двери в одной сцене, они открываются в другой. Телевидение объединяет дома больше чем оно это делает в метафорической степени. Именно оно часто служит сменой места в match point. Кроме того, flash back отказывается от стандартных решений вроде затуманенности или high key, часто именно за счет правильного монтажа, одна сцена нарративно доступно для зрителя перетекает в другую. И конечно же тут тоже помогают удивительно точно подобранный сеттинг и игра актеров.

Удивительно на сколько этот сериал рассказывает камерой, светом, реквизитами, цветами и mise-en-scene, пренебрегая всеми методами речи, таких как voice over или off voice, невероятно лимитируя диалоги. Чтобы понять даже центрального персонажа, хотя бы сложить о нем свое мнение, нужно смотреть этот фильм. И хотя кто-то может возразить, что фильмы и так смотрят, здесь это слово нужно понимать, как «видеть». И в нем можно увидеть гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд.

Пара слов, о начале. Сделано концептуально, понятно и с посылом. Дрейпер - только силуэт, он не ясная конкретная личность, летит вниз, среди женщин, его любящих, ненавидящих, жаждущих его внимания и отталкивающих его от себя. Среди его мира слоганов, стеклянных однотипных домов Мэддисон Авеню, алкоголя, бумаг и все это естественно завершает сигарета в руке силуэта, демонстративно думающего на диване.

На последок не могла не показать пародию Симпсонов, которая кстати не единственна, через пару лет, они еще раз повторили почти всю серию (3 сезон 6 серия ММ и 23сезон 7 серия Симпсоны), в некоторых сценах даже использовали раскадровку один в один из ММ. Что несомненно доказывает статус культа этого своеобразного и неповторимого сериала.



Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments