
Данная лента может считаться переломной в творчестве этого уникального французского режиссера. Если анализировать концовки более ранних работ, то можно сказать, что священник находит освобождение и искупление лишь в смерти, ровно как и Жанна Д’Арк, сгорающая на костре («Дневник сельского священника», «Страсти Жанны Д’Арк»). В картине «Приговоренный к смерти бежал» заключенному все же удается побег. Главный герой «Карманника», попадая в тюрьму, прозревает и находит свою любовь. Лишь в «Наудачу, Бальтазар» слышны отголоски экзистенциальной безысходности, которой пропитана жизнь ослика. Тем не менее, его смерть вполне резонно трактовать и как освобождение. В случае же с «Мушетт» ни о каком счастливом финале говорить не приходится. Более того, в последующих работах Брессон предлагает героям выход не путем принятия действительности, а так или иначе методом побега от нее через смерть («Ланселот Озерный», «Кроткая», «Возможно, Дьявол»). Таким образом, «Мушетт» проходит красной линией через зенит творчества Робера Брессона, разделяя его фильмографию на «до» и «после».
В своих работах режиссер неоднократно и увлеченно обращался к самым разным подтекстам, будь то отсылки к Достоевскому или католицизму. Иная картина может и вовсе быть переполнена неявными цитатами. В случае же с «Мушетт» едва ли стоит искать дополнительную подоплеку, история незамысловата и углубленный сравнительный анализ способен как придать ей новых красок, так и напрочь стереть ту важнейшую деталь, оставляющую фильм доступным и ясным – простоту. Простоту изложения, разумеется, уровень уникального мастерства Брессона сомнениям поддаваться не может и не мог.
Community Info