crazy_reader (crazy_reader) wrote in drugoe_kino,
crazy_reader
crazy_reader
drugoe_kino

Category:

«Майор», 2013, Россия, режиссёр (актёр и композитор в этом же фильме) Юрий Быков

Начну сразу с вывода-рекомендации: фильм смотреть можно и нужно. Даже если он, в итоге, покажется грязным, излишне жестоким и появятся претензии к сюжету, игре актёров и работе операторов (у меня, скажу сразу, таких претензий немного). Есть у картины свой голос и свой стиль. Есть драматургия. Есть и редкое для нашего кинематографа сочетание социального и личностного. И, в конце концов, это наша жизнь. Сколько можно жить в голливудских мирах и решать поставленные чужим дядей проблемы? У нас что, своих нет?
              Показанный в фильме городок можно считать моделью если не всей России, то уж сотен провинциальных городов страны точно. В таких населённых пунктах, помимо официальной власти, которая (в идеале) должна сама действовать по закону и другим не давать его нарушать, присутствует и параллельная мафиозная структура, зачастую так сплетённая с официальной, что понять – где начинается одна и заканчивается другая без риска для жизни невозможно. В нашем случае такое положение олицетворяет начальник полиции, управляющий не только своим отделением, но и всем городом. Его ударная сила – «стражи порядка», повязанные в одно целое различными походами за рамки закона: у всех рыльце в пушку – отличный рычаг для управления коллективом. В какой-то момент, после неравновесного периода установления нового порядка, жизнь в таких городах приходит в более-менее устойчивое состояние с легко просматриваемыми признаками застоя: население расслоилось по роду занятий и уровню доходов и поменять свой статус не так просто, разве что бежать в другой город. Не все на это способны. В общем, жизнь течёт по законам индуизма – в соответствии с кастовым делением. Так бы всё продолжалось и в фильме – тихо и монотонно, если бы не несчастный случай – один из кшатриев задавил ребёнка шудр.
             Жизнь – это постоянный выбор, просто зачастую мы не видим или не хотим видеть альтернатив, разветвлений, таящихся в каждом мгновении. Скорее, даже не замечаем их, бредя по колее, проложенной внешними обстоятельствами, нашими привычками и личной предысторией, пока... Майор, неожиданно поставленный перед необходимостью сделать свой выбор, запустил цепочку последствий, которая коснулась не только его, но и потянула за собой судьбы ещё нескольких человек. К тому же цепочка оказалась такой, что каждый последующий ход лишь ухудшал положение – своеобразный цугцванг. А выбор был не прост: либо пойти по привычному пути, рекомендуемому системой, либо вырваться из её пут и поступить по совести и по закону. Задавленного мальчонку не вернуть, а надо ли ломать судьбу ещё и своему ребёнку, только что родившемуся и тут же получившему бы статус безотцовщины? И ещё, разве мог предугадать майор, какую адскую машину он привёл в действие своим выбором? По сути, в фильме нет отъявленных, дистиллированных негодяев, у всех персонажей легко можно рассмотреть и хорошее зерно в характере. Полицейские, например, не раз ходили под пулями бандитов, а их начальник – прекрасный семьянин, образцовый дед, которого любят внуки. Правда, взгляд, с которым один из его внуков посмотрел на подчинённых деда, внушает смутные подозрения, что из сопляка вырастет порядочный прохиндей. И, тем не менее, фраза «ну и скоты вы все. Как вас только земля носит» становится справедливым приговором этим плохим хорошим людям.
              В качестве основной темы фильма назову проблему личной ответственности человека при взаимодействии с системой, частью которой он является и которую он, вместе с себе подобными, создаёт и держит на своих плечах. Даёт ли фильм ответ? Отвечу в рифму – нет. Однозначного и категоричного вывода не просматривается. Все – жертвы системы, а вот степень личной вины каждого предлагается оценить зрителю. Особенно на фоне неожиданного и нелогичного финала. То есть, в жизни, наверное, возможно и такое, но вот в кино хотелось бы получить более акцентированное решение. Но и авторов можно понять – надо же им как-то было выпутаться из-под сорвавшейся лавины, инициаторами схода которой они же сами и были. Коль уж говорим о кино, то и аналогии надо искать в этом мире: «Майор» напомнил мне «Эксперимент» Хиршбигеля, поставленный на фоне декораций небольшого рязанского городка. В обоих случаях проводится своеобразный эксперимент по передаче бесконтрольной власти группе людей. Только у немцев руководители эксперимента появляются в конце фильма и прекращают его, а у нас - присутствуют лишь незримо в качестве внешней силы, внимания которой «подопытные» всячески стараются избежать. Финал даёт возможность зрителю самому решить ещё одну задачу – сколько времени этот «эксперимент» будет продолжаться.
              Рекомендация не адресована любителям выковыривать изюм из булочек, считающим достойным своего уровня исключительно шедевры мирового уровня. Снобы – «идите в сад»! Не адресована она и маниакальным изыскателям разного рода неточностей в деталях при изображении жизненных перипетий – снобы уже ждут вас. Я вообще не хочу говорить на тему типичности или реалистичности сюжета. Он такой, какой есть и показывает нам не фантастический мир, а тот, который вполне вероятен в наше время и в нашем пространстве. А, может быть, реальность бывает и пострашнее.
---
Tags: Юрий Быков
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Community