?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Оттепель", год выпуска: 1963
GWH
sveshinieks wrote in drugoe_kino
Продолжение
Начало:
"Оттепель", год выпуска: 1962

1963-й - год выхода на экраны фильма "Я шагаю по Москве", гимна радости, оптимизма и надежды поколения шестидесятых. Сюжет фильма укладывается в один день. Кажется, какой уж тут моральный выбор. Герои работают, отдыхают, влюбляются, женятся, уходят в армию. В общем, дела житейские. И вот эта житейскость становится главным героем фильма. Мы смотрим на людей, мы их видим и замечаем. Мы шагаем вместе с героями фильма по Москве и вместе с ними чувствуем себя в этом огромном городе по-домашнему уютно. Вместо винтиков и щепок исторического материализма герои начинают ощущать себя личностями, от которых что-то зависит. Вот герой Михалкова пристает к прорабу на Садовом кольце.
ya.shagayu.po.moskve2
- Простите, пожалуйста, вы, случайно, не клад здесь ищите?
- А ты кто такой? Тебе что здесь больше всех надо?
- Да нет, дело в том, что вы уже четвертый раз здесь копаете на этом месте.
- Раз копаем - значит надо. Понял?
- Понял.


Но самое интересное в этом эпизоде - то мгновение, когда прораб смотрит вслед ребятам. Навряд ли кто-нибудь из самых заядлых фанатов этого фильма его помнит. Я сам заметил только когда записывал текст диалога.
ya.shagayu.po.moskve3
Поражает теплота взгляда человека, который только что в лучших советских традициях посылал героя Михалкова по хорошо всем известному адресу. Прорабу лет сорок. То есть его юность пришлась на 30-е - 40-е годы. Он то хорошо знает, чем в годы его молодости могла закончиться такая выходка. И вот почти в 25-м кадре прораб "оттаивает" под мальчишеским задором героя фильма. В этом настоящая гениальность Георгия Данелии - в десяти кадрах сказать так много.

Но проблема морального выбора в фильме - не только дискурс или контекст, в котором разворачиваются события. В середине фильма есть эпизод, связывающий и цементирующий сюжет.
ya.shagayu.po.moskve
ya.shagayu.po.moskve1
Писатель должен глубоко проникать в жизнь... Писатель - инженер человеческих душ. А ты, как я посмотрю, лакировщик. Конъюнктурщик ты...Каждый индивид должен иметь свою правду характера...За так никто ничего хорошего делать не будет...Человеком правят три вещи - любовь, голод и страх смерти. То есть что? Эгоизм.

И снова, как в "Девять дней одного года", самый важный диалог происходит мимоходом, второпях, словно автор боится привлечь к нему излишнее внимание, пытаясь замаскировать под ничего не значащую болтовню. С самого начала он напомнил рассказ Носова "Фантазеры", только там Альтер эго героя Басова учит не правильно отражать действительность, а врать. И в обоих случаях правда жизни и вранье одних сильно отличается от правды жизни и вранья других. Вот здесь возникает вопрос: какую правду жизни отразил в своем сериале Валерий Тодоровский, и что имел в виду Георгий Данелия, когда говорил ему, что в сериале все показано правдиво? Какую правду он имел в виду? Ведь еще существует правда жизни полотера и плюкан из галактики Кин-Дза-Дза.

Фильм "Если ты прав" Юрия Егорова - не только о людях, делающих моральный выбор. Он о самом моральном выборе. Этот фильм ярче всего показывает, как далека "Оттепель" Валерия Тодоровского от первоисточника. Нет, здесь тоже не видно кукурузы и Гагарин только в виде газетной фотографии на стене. Но родители главной героини погибли на войне, а дедушка недавно вернулся с Колымы после реабилитации. Главный герой, как почти все герои фильмов "оттепели", - молодой парень, отстаивающий свое человеческое достоинство. Это чувство самоуважения роднит его с отмотавшим срок в сталинских лагерях зеком. И становится ясно, что суть происходящих перемен - в возвращении людям потребности чувствовать себя личностью.
esli.ty.prav.1
- А вы считаете, что право собственного мнения - это громкие слова? Или, когда удобно - оно есть, а когда неудобно - так его и нет. Как в том анекдоте: "У меня есть собственное мнение, но я с ним не согласен". Так что ли?
- ... С работы, трах-бах, ушел, с Галей, трах-бах, порвал. На одного обиделся, про всех выводы сделал. Опасная штука.
- А не опасная штука - оскорблять человека? А не опасная штука - быть безразличным к нему? Так самое дорогое можно в человеке уничтожить.
- Что?
- Все.
- Что "все", ты говори точнее.
- Пожалуйста, веру.

esli.ty.prav2
Сравните взгляд дедушки Гали после слов Алексея и взгляд прораба в "Я шагаю по Москве". Именно эти кадры делают кино уникальным искусством.
esli.ty.prav3
Я, может быть, пойду вразрез с вашим мнением, но самородок надо сдать.

Продолжение: "Оттепель", год выпуска: 1964



Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
своеобразная подборка фильмов для анализа эпохи оттепели и сравнения с одноименным фильмом Тодоровского. Но мысль словно не закончена.
Фильмы эпохи оттепели - это лучшая российская коллекция шедевров всех времен и народов! Мои любимые фильмы 60-х - это "Отчий дом" и "Когда деревья были большими" Льва Кулиджанова, "Дело было в Пенькове", "Девчата" "Июльский дождь", "застава Ильича" и т д- ЗОЛОТОЙ ФОНД мирового киноискусства!
А все потому, что доброта и теплота отношений, искренность, участие, надежда на лучшее - самые востребованные чувства для каждого цивилизованного человека.
"Оттепель" Тодоровского начала смотреть.. но бросила. Какие-то одинаковые, невыразительные образы актрис.. и вообще ..не захватило и не зацепило.


Edited at 2014-01-10 02:54 pm (UTC)

Критерии отбора я назвал в предыдущей статье. Речь идет не о всех хороших фильмах того времени, а только о тех, в которых заметны признаки "оттепели". В фильмах "Дело было в Пенькове", "Когда деревья были большими" и "Девчата" признаков "оттепели" не видно. О "Заставе Ильича" (1964г.) и "Июльском доже" (1966г.) - в следующих материалах.
А сериал "Оттепель" я обсуждал в этом сообществе уже несколько раз, в том числе в комментариях к предыдущей статье.
Для меня критерий "оттепели" - это моральный выбор, перед которым оказываются ее участники.

Кстати, вы можете объединить свои посты в серию с ссылками на предыдущие записи. Только, пожалуйста, ссылайтесь на публикации в этом сообществе, а не на свой журнал.
Модератор.

///Для меня критерий "оттепели" - это моральный выбор, перед которым оказываются ее участники.///
ну.. Об этом вы как раз и не сказали!
Так что это за моральный выбор, перед которым оказываются участники? (только не надо про самородок)
Напрасно вы решили проигнорировать Девчат или Дело было в Пенькове.
В Фильме Девчата молодые люди по зову души и по направлению ехали в уральские леса на лесоразработки.. и чаще всего ехали за романтикой, а не за длинным рублем.
А в картине Дело было в Пенькове - Матвей Морозов - истинный бунтарь, свободный и раскованный в мыслях и поступках.. и многое ему сходит с рук, заметьте, кроме откровенно хулиганского и жестокого поступка.

Я с вами согласен на 100 процентов:))

вы считаете, анекдотические слова полотера цементируют сюжет?
а я припоминаю рассказ режиссера о том, что они вложили ему в уста слова членов худсовета на стадии производства фильма :))

Вы сами себе противоречите. Ведь члены худсовета - серьезные люди, от которых зависела судьба фильма. Герой Басова, конечно, выглядит комично, но произносит он очень серьезные слова. На самом деле это целое философское мировоззрение. И как раз об этом я и пишу. И как раз именно в этом месте у меня серьезные расхождения с Валерием Тодоровским.

судьба фильма от них зависела, но это не гарантия их мудрости.
если вы себя отождествляете с тем полотером, дело ваше :)

один из главных фильмов условной "Оттепели" - Тишина Басова. тут и репрессии и новый взгляд, более адекватный на людей (советских, конечно). Примечательно, что рассказ идет от молодого человека, правда прошедшего войну. А Я шагаю по Москве - это романтика чистой воды, отлично снятая конечно. Искать там какую то правду жизни.....

"Тишину" или не видел, или не помню. Поищу, посмотрю. Спасибо за наводку.
"Я шагаю по Москве", конечно, лирическая комедия. Но это же не фэнтэзи и не фантастика. А в эпизоде с полотером герои фильма обсуждают, что такое "правда жизни". Я привел только слова полотера, но, ведь там есть еще и ответ главного героя.

Конечно не фэнтези, но лирическая комедия. Глубокий смысл там искать не стоит. Там главное настроение, ощущения. А сцена серьезна потому, что заинствована из жизни. Ну и Басов, как великий актер, конечно.

фильм Тишина - очень сильная картина по повести Ю Бондарева.
Но перестроечный свет там лишь брезжит.
Так же как в картине "Чистое небо"

Что вы понимаете под "перестроечный свет"? Это же фильм 1963 года. Самая Оттепель. Его не любят за жесткий взгляд на вещи. В репрессиях там обвиняются не "кровавая гебня", а довольно близкие люди - сосед по коммуналки, например. Для меня это самая откровенная вещь. Не некие чекисты - а те толпы, что с плакатами "Собакам собачья смерть" выходили на площадь. Даже сейчас мало кто может выйти на такой уровень.

Спасибо за "Если ты прав...", не слышала о нем раньше. Хорош Егоров, хорош.

Пожалуйста :) Я и сам некоторые из представленных фильмов открыл для себя недавно.

  • 1