Alexander (sveshinieks) wrote in drugoe_kino,
Alexander
sveshinieks
drugoe_kino

Category:

"Оттепель", год выпуска: 1963

Продолжение
Начало:
"Оттепель", год выпуска: 1962

1963-й - год выхода на экраны фильма "Я шагаю по Москве", гимна радости, оптимизма и надежды поколения шестидесятых. Сюжет фильма укладывается в один день. Кажется, какой уж тут моральный выбор. Герои работают, отдыхают, влюбляются, женятся, уходят в армию. В общем, дела житейские. И вот эта житейскость становится главным героем фильма. Мы смотрим на людей, мы их видим и замечаем. Мы шагаем вместе с героями фильма по Москве и вместе с ними чувствуем себя в этом огромном городе по-домашнему уютно. Вместо винтиков и щепок исторического материализма герои начинают ощущать себя личностями, от которых что-то зависит. Вот герой Михалкова пристает к прорабу на Садовом кольце.
ya.shagayu.po.moskve2
- Простите, пожалуйста, вы, случайно, не клад здесь ищите?
- А ты кто такой? Тебе что здесь больше всех надо?
- Да нет, дело в том, что вы уже четвертый раз здесь копаете на этом месте.
- Раз копаем - значит надо. Понял?
- Понял.


Но самое интересное в этом эпизоде - то мгновение, когда прораб смотрит вслед ребятам. Навряд ли кто-нибудь из самых заядлых фанатов этого фильма его помнит. Я сам заметил только когда записывал текст диалога.
ya.shagayu.po.moskve3
Поражает теплота взгляда человека, который только что в лучших советских традициях посылал героя Михалкова по хорошо всем известному адресу. Прорабу лет сорок. То есть его юность пришлась на 30-е - 40-е годы. Он то хорошо знает, чем в годы его молодости могла закончиться такая выходка. И вот почти в 25-м кадре прораб "оттаивает" под мальчишеским задором героя фильма. В этом настоящая гениальность Георгия Данелии - в десяти кадрах сказать так много.

Но проблема морального выбора в фильме - не только дискурс или контекст, в котором разворачиваются события. В середине фильма есть эпизод, связывающий и цементирующий сюжет.
ya.shagayu.po.moskve
ya.shagayu.po.moskve1
Писатель должен глубоко проникать в жизнь... Писатель - инженер человеческих душ. А ты, как я посмотрю, лакировщик. Конъюнктурщик ты...Каждый индивид должен иметь свою правду характера...За так никто ничего хорошего делать не будет...Человеком правят три вещи - любовь, голод и страх смерти. То есть что? Эгоизм.

И снова, как в "Девять дней одного года", самый важный диалог происходит мимоходом, второпях, словно автор боится привлечь к нему излишнее внимание, пытаясь замаскировать под ничего не значащую болтовню. С самого начала он напомнил рассказ Носова "Фантазеры", только там Альтер эго героя Басова учит не правильно отражать действительность, а врать. И в обоих случаях правда жизни и вранье одних сильно отличается от правды жизни и вранья других. Вот здесь возникает вопрос: какую правду жизни отразил в своем сериале Валерий Тодоровский, и что имел в виду Георгий Данелия, когда говорил ему, что в сериале все показано правдиво? Какую правду он имел в виду? Ведь еще существует правда жизни полотера и плюкан из галактики Кин-Дза-Дза.

Фильм "Если ты прав" Юрия Егорова - не только о людях, делающих моральный выбор. Он о самом моральном выборе. Этот фильм ярче всего показывает, как далека "Оттепель" Валерия Тодоровского от первоисточника. Нет, здесь тоже не видно кукурузы и Гагарин только в виде газетной фотографии на стене. Но родители главной героини погибли на войне, а дедушка недавно вернулся с Колымы после реабилитации. Главный герой, как почти все герои фильмов "оттепели", - молодой парень, отстаивающий свое человеческое достоинство. Это чувство самоуважения роднит его с отмотавшим срок в сталинских лагерях зеком. И становится ясно, что суть происходящих перемен - в возвращении людям потребности чувствовать себя личностью.
esli.ty.prav.1
- А вы считаете, что право собственного мнения - это громкие слова? Или, когда удобно - оно есть, а когда неудобно - так его и нет. Как в том анекдоте: "У меня есть собственное мнение, но я с ним не согласен". Так что ли?
- ... С работы, трах-бах, ушел, с Галей, трах-бах, порвал. На одного обиделся, про всех выводы сделал. Опасная штука.
- А не опасная штука - оскорблять человека? А не опасная штука - быть безразличным к нему? Так самое дорогое можно в человеке уничтожить.
- Что?
- Все.
- Что "все", ты говори точнее.
- Пожалуйста, веру.

esli.ty.prav2
Сравните взгляд дедушки Гали после слов Алексея и взгляд прораба в "Я шагаю по Москве". Именно эти кадры делают кино уникальным искусством.
esli.ty.prav3
Я, может быть, пойду вразрез с вашим мнением, но самородок надо сдать.

Продолжение: "Оттепель", год выпуска: 1964


Tags: 1963, Георгий Данелия, Юрий Егоров, советское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments