antonsever (antonsever) wrote in drugoe_kino,
antonsever
antonsever
drugoe_kino

Categories:

Рецензия на фильм «В огне брода нет»

За веру страдать надо

На днях посмотрел фильм «В огне брода нет» – режиссёрский дебют в полнометражном кино известного советского и российского режиссёра Глеба Панфилова. Фильм вышел в прокат в 1968 году и получил широкое признание за новый взгляд на гражданскую войну. Картина также получила зарубежный приз «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно. Осторожно, спойлеры!

бн1

Сюжет картины разворачивается в 1918 году, во время Гражданской войны. В центре сюжета работники санитарного поезда, который привозят раненых с фронта. Поезд прибывает на станцию, где мы знакомимся с действующими лицами. Главная героиня – наивная, глуповатая и невзрачная санитарка Таня Тёткина (Инна Чурикова), большевики – начальник поезда комиссар Иван Игнатьич Евстрюков (Анатолий Солоницын) и санитар Фокич (Михаил Глузский), возлюбленный Тани красноармеец Алёша Семёнов (Михаил Кононов) и вторая санитарка Мария (Майя Булгакова).

Итак, поезд прибывает на станцию, где молодая Таня знакомится со своей первой любовью – Алёшей, но парня интересуют не высокие чувства, а как бы быстрей затащить Таню в постель. Игнатьич и Фокич рассуждают о смысле революции и оправданности большого числа жертв. Мария занята поиском очередного хахаля, которого вскоре и находит: он остаётся в поезде на подхвате и соглашается работать за еду.

бн2

Вскоре поезд отправляется на фронт чтобы забрать очередных раненных, и перед нами разворачивается ужасная картина, в центре которой – молодой парень (мальчик) и его мать, которую не пускает в поезд Фокич. Мальчика спасти не удаётся, и новый «муж» Марии «набрасывается» на Фокича за то, что он не пустил мать попрощаться с сыном, и вообще кому нужны эти жертвы? Фокич называет его контрой. Тем временем к поезду прицепляют агитвагон, в котором трудится художник Василий. В вагоне мы обнаруживаем несколько одинаковых портретов Маркса и Ленина – искусство поставлено на конвейерное производство. Василий обнаруживает, что Таня тоже рисует и признаёт её талант, говорит чтобы она себя берегла. Затем поезд отправляется за очередными раненными, перед этим Таня провожает Алёшу на фронт, «муж» Марии сбегает от неё в местечко потеплее, а Игнатьич убегает с проходящим мимо поезда эшелоном, Мария отправляется за ним. В заключительной сцене фильма Таня и Фокич попадают в плен к белому благородному полковнику, побеседовав с Таней и поняв, что она не до конца привержена идеям коммунизма, отпускает её. После того как Фокича убивают она, осознав свою ошибку, возвращается к полковнику с камнем (очень символично на фоне икон и рассуждения о том, что за веру страдать надо, кто безгрешен -- пусть кинет в меня камень) и тоже погибает.

бн4

После описания нехитрого сюжета перейдём к разбору персонажей. Первое, что можно выделить – трёх персонажей, которые как мне кажется олицетворяют метафизические сущности. Это Таня – душа народа – неказистая, но тем не менее обладающая своей жемчужиной, Игнатьич – дух коммунизма, а белый полковник – дух царизма. В подтверждение этого может служить то, что только эти персонажи произносят сакральное название фильма – «В огне брода нет». Остальные персонажи олицетворяют воплощение этих сущностей в людях. И вот тут-то и кроется главный подвох фильма. Пойдём по порядку. Фокич – одноногий инвалид (но об этом ниже) – тупо подчиняющийся правилам и жаждущий кровищи, красноармеец Алёша, которому нафик эта революция не сдалась, а лишь ба бабу в постель затащить, Мария – гулящая и пьющая… Ну конечно, её «муж», который ушёл из семьи потому, что большевики отобрали всю еду, а дом там, где кормят, и плевать с кем – с красными или белыми, лишь бы кормили. Вот чего по-настоящему хочет народ: жрать, любовных утех и кровищи. Чувство ненависти автора к простым людям не покидает весь фильм, даже не помогают ложки мёда, добавленные персонажам для галочки. Ну и конечно, финальная сцена фильма: душа народа – единственная жемчужина – погибает после того, как присягнула идеям коммунизма. А предупреждали ведь «умные» люди искусства – береги себя – не сберегла.

Отдельной темой в фильме проходит тема больных людей (инвалидов). Этой чертой наделены только люди, приверженные какой-то идее: Игнатьичу колют уколы, белый полковник пьёт лекарство, а Фокич – вообще безногий калека. В общем, все идейные люди – больные.

бн5

В подтверждение вышесказанного можно обратиться к современным работам Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» о последних полутора годах жизни и гибели последнего царя династии Романовых – Николая II – и его семьи и к телесериалу «В круге первом», первой масштабной экранизации произведения А. И. Солженицына. Вот что сам режиссёр сказал об этой картине: «Я прочитал роман в 1974 году и был потрясён. «Вот это бы сделать!» — подумал я тогда. Но догадывался, что это станет возможным лет через 300. Я ошибался — получилось снять через 30 лет».

Под тонкой плёнкой положительных моментов скрывается гнилое содержание: так и вижу как неподготовленный зритель аплодирует стоя, а разборчивая диссида хохочет в сторонке и говорит: «Хлопайте, хлопайте над тем, как мы вас в очередной раз опустили». Вот такие деятели снимали в СССР патриотическое кино!

P.S. Во многих кадрах в фильме присутствует собака (дворняга). Так и хочется сказать: собачья у нас жизнь, товарищи, собачья, а может эта собака и олицетворяет народ – вот почему Таня так её любит и постоянно тискает – очень символично.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments