Alexander (sveshinieks) wrote in drugoe_kino,
Alexander
sveshinieks
drugoe_kino

Category:

"Оттепель", год выпуска:1962

Поводом для создания этой статьи стал сериал Валерия Тодоровского. Даже больше чем поводом, причиной. Потому что в двух словах не объяснишь, почему так много людей "испытывают неприязнь" к, в принципе, обычному продукту современного телевидения, в том числе те, кто это телевидение никогда не смотрит. Ведь никому, например, не приходит в голову спорить до хрипоты по поводу сериала "Тайны института благородных девиц". Разве там все снято предельно достоверно, разве все соответствует эпохе, в которой разворачиваются события? Значит дело не в шкафах и тумбочках. И не в том, что люди еще помнят, как было на самом деле, потому что среди противников сериала много тех, чьи родители в то время в лучшем случае ходили под стол. Речь идет о духе времени, который подразумевается под словом "оттепель". Большую часть критики удалось бы избежать, назови Тодоровский-младший сериал по-другому. И наоборот, если бы Михаил Казаков так назвал "Покровские ворота", без скандала также не обошлось. Но, во-первых, современник и участник "оттепели" просто не посмел бы это сделать. Во-вторых, героям "Покровских ворот" на протяжении всего фильма не приходится сталкиваться с моральным выбором. Это фильм-настроение, фильм-песня, удачно поймавший ритм "Я шагаю по Москве". "Оттепель" в нем присутствует только в виде чувства свободы и оптимизма, излучаемого героями фильма. Герои настоящей "оттепели" в отличие от героев "Покровских ворот" почти всегда находятся в ситуации морального выбора. Поэтому моральный выбор можно считать фирменным знаком "оттепели" и всего, что с ней связано, в том числе фильмов, снятых в тот период. Именно несоответствие морального выбора героев сериала Валерия Тодоровского признанным стандартам и эталонам "оттепели" вызывает такую резкую реакцию отторжения. Чтобы почувствовать разницу, оглянемся назад и приглядимся к той реальности, которую в своих фильмах создавали режиссеры-шестидесятники.
Рассмотрим их в хронологическом порядке. Начнем с "Девять дней одного года" Михаила Ромма (1962). Замысел и стержневая идея фильма по-прежнему несет признаки советской агитки. Фильм можно было бы назвать "Как закалялась ионизованная плазма". Гусев - Павел Корчагин ядерной физики, не кланяющийся нейтронам. Это механическое копирование старых эстетических штампов на новую реальность привело к самым тяжелым последствиям в истории кино - трагедии в Чернобыле.
devjat.dnej.odnogo.goda1
- А что стряслось с реактором?
- Уух! Новый строят!
- Да скажи же, наконец, что там было?!
- Ну было, было, было! Победителей не судят!


"Сталкер" стал новой ступенью осознания масштаба ядерных технологий. Куском арматуры в Писателя: "Я же говорил - здесь не место для прогулок!".

Здесь по-прежнему положительный герой - рабоче-крестьянского происхождения Гусев, с пренебрежением относящийся к своей и чужой жизни, готовый при необходимости смухлевать, с абсурдным упорством ездящий на работу на "Волге", несмотря на то, что до института пару минут ходьбы. А рядом Илья, облако в штанах, постоянно философствующий и сомневающийся, которого пробрасывают то официанты в ресторане, то героиня фильма. Этот интеллигентик уж точно никогда не стал бы загонять реактор за красную черту. В контексте фильма - потому что трусоват, в современном контексте - потому что единственный, кто на самом деле понимал, что происходит. "Откроем новую частицу в текущем квартале".

То, что можно назвать моральным выбором, для самого героя Баталова выбором не является.
devjat.dnej.odnogo.goda3
- Мне нужно закончить то, что начато.
- Что такое "нужно"?
- Не понимаю.
- Ну кому это твое "нужно"?
- Человечеству. Тебя устраивает?
- А зачем это нужно твоему человечеству? У человечества всего хватает... Я боюсь, что человечество не успеет воспользоваться твоим благодеянием.
- Чепуха.
- Ты что ж, рассчитываешь на разум?
- Вот именно.
- Митька, неужели ты действительно думаешь, что человек стал умнее за последние тридцать тысяч лет?


В этом диалоге Гусев выступает защитником веры в способность человека стать лучше, умнее. В следующем философском диалоге он меняется с Ильей ролями.
devjat.dnej.odnogo.goda2
- А коммунизм, между прочим, должны строить добрые люди.
- Деловые.
- Добрые и терпимые.
- У добрых все растаскают из под рук.

devjat.dnej.odnogo.goda4
- Все ясно, ты воспитан на положительных образах современной литературы.
- Интересно, а сам ты какой, положительный или отрицательный?
- Я положительный.
- Вот в этом твое глубочайшее заблуждение. Прежде всего ты идейно неустойчив. В былые времена любого твоего высказывания...
- Так в былые времена я помалкивал.


Продолжение: "Оттепель", год выпуска: 1963


Tags: 1962, Михаил Ромм, советское кино
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments