anticlimax123 (anticlimax123) wrote in drugoe_kino,
anticlimax123
anticlimax123
drugoe_kino

Category:
Если бы я просто посмотрела «Юрьев день» в кинотеатре или на ТВ, очень может быть, что и не было бы этого поста. Просто тема, что называется, не моя. Не потому что фильм плохой – нет, фильм сильный, неординарный, шокирующий патологоанатомической натуралистичностью некоторых деталей. И, если бы даже в нем не было бы совсем больше ничего, заслуживающего внимания, его можно было бы смотреть ради одной только потрясающей игры Ксении Раппопорт.

Но я посмотрела запись обсуждения этого фильма у Гордона, и мысль моя запросилась к перу, а перо к бумаге. Сразу скажу – если бы я там была, я бы примкнула к лагерю сторонников фильма хотя бы уже и потому, что количество абсурда, произнесенного критиками в этот раз, изумляет.



В первую очередь стоит сказать несколько слов о самом Гордоне.

Когда-то я порадовалась тому, как Гордон смело не побоялся заявить о своей нелюбви к актрисе, которую не принято критиковать, – Джульетте Мазине. Теперь я вынуждена констатировать, что Гордон проделывает нечто подобное примерно так же часто, как каждый из нас ходит за хлебом, что заставляет меня ставить под сомнение его искренность и подозревать в самопиаре – эдакий бесстрашный ниспровергатель общепринятых идеалов, срыватель, так сказать, покровов.

Например, в одной из своих  программ на радио он несколько раз с удовольствием повторил: Цветаева – блядь.
В этот раз свое особое мнение он высказал о Ксении Раппопорт. Ее блестящая игра в «Юрьевом дне» отмечается практически всеми; за эту роль Ксения получила несколько престижных наград. Как раз подходящий контекст для того, чтобы сказать: ну до чего провальная, просто худшая роль! Что и сделал Гордон.


Досталось от него и Кириллу Серебренникову…
Серебренников, кстати, выбрал не отвечать. Учитывая характер схватки и методы противника, предпочел остаться над схваткой. Дело в том, что Гордон с самого начала дискуссии объявил себя ничего не понимающим идиотом.
Ну, если так, казалось бы, - помолчи и послушай, что другие скажут. Но нет – он увлеченно метал стрелы с отравленными наконечниками в создателей фильма, а если ему указывали на некорректность его действий, он радостно отвечал: а я в домике! А я же идиот – забыли, что ли? Какой с меня спрос?...
Серебренников защищаться не пытался и единственное, что сказал в ответ, что под каждым словом Гордона согласен подписаться.
И я даже догадываюсь, какие именно слова он имел в виду.

Итак, собственно обсуждение. Чем же оно меня так задевает?
А вот чем. Серебренников снял совсем не документальное кино – казалось бы, это очевидно. Он снял философский фильм, фильм-аллегорию. Более того, для концентрированной подачи какой-то мысли, художники подчас пользуются гротеском, - известный прием, который никто не отменял.
Критики фильма же взяли большую лупу, под которой стали рассматривать различные детали из фильма и восклицать: где вы видели такую больницу? А в нашем храме поп не такой!
Мне кажется, с таким же успехом можно было бы взять древнегреческий миф о путешествии по водам реки Стикс, и покритиковать его за недостаточную реалистичность на том основании, что вот когда мы плавали на нашей лодочке по нашей речке, все было совсем не так!

Поражает поверхностность некоторых высказываний о фильме. Одна из особо отличившихся в этом, на мой взгляд, - Елена Ямпольская, зам. главного редактора «Известий». Первый ее вывод о фильме, который просто не выдерживает критики, таков: у Серебренникова противопоставляется Москва и остальная Россия
Конечно, в «Юрьевом дне» показаны два параллельных мира. Представитель одного – Ксения Раппопорт. Другой мир сыграл город Юрьев-Польский и его жители. Причем здесь, ей-Богу, Москва и вся Россия? Признаки Юрьева-Польского запросто можно найти в центре столицы.
На мой взгляд, в фильме показана встреча мира благополучного и сытого с миром голодным, обездоленным и больным. Мир, в котором носят норковые шубы и дизайнерские сапоги на шпильке вдруг сталкивается с миром, вставляющим железные зубы и согревающимся самогоном в отсутствие отопления, которое в эту зиму забыли включить.

Второй вывод Елены Ямпольской, с которым мне хочется спорить, – это что героиня никуда не идет, ни к чему не приходит и т.п. Более того, еще одна из выступающих пафосно заявляет – героиня упала! А русская женщина так не делает!

У меня впечатление прямо противоположное. Столкнувшись с другой для себя реальностью, героиня не упала, а взлетела – над собой прежней. И приходит она не к храму, как это пытались представить некоторые выступающие, а к ощущению в себе бОльшей внутренней силы, большей любви и большей гармонии, чем было в ней до приезда в Юрьев, – и неважно, в храме это или вне храма.

Кстати о храме. Меня просто поражает заштампованность мышления некоторых участников дискуссии, замыленность их взгляда. Сам тот факт, что в конце фильма действительно в кадре имеет место быть здание храма, воспринимается как дидактика, - вот, дескать, автором навязывается единственно возможное решение всех проблем. Серебренникова обвинили в проповеди на тему «Дорога ведет к храму».

Мне так не увиделось. Героиня приходит не к вере, а в церковный хор, потому что она певица, и ей просто негде больше вспомнить об этом отсеченном было куске своей души. Но критики непременно хотят видеть в этом навязывание дороги, ведущей в храм.
Мне это напомнило советские учебники по литературе, когда в любой детали, описанной классиком, предлагалось искать указания на тяжелое положение рабочих и крестьян и на неизбежную победу революции.

Дальше всех в этом направлении пошла критикесса по фамилии, кажется, Лони, - вульгарная блондинка с несфокусированным взглядом. Ее возмутил показанный в фильме половой акт. Не так он, видите ли, отражает хождение интеллигенции в народ.
Вот это выступление вызвало у меня катарсис. То, что молодая женщина воспринимает половой акт только как выражение определенной идеологии, потрясает и кажется симптоматичным.

О вкусах, конечно, не спорят, и к «Юрьеву дню» можно относиться по-разному. Для меня пока несомненно одно: Серебренников выглядит глубже, тоньше и умнее – и в итоге профессиональней, чем его критики из «Закрытого показа».


Tags: российское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments