Шутливая манера повествования, заставляющая зрителя смеяться над довольно грустными тенденциями нашего мира, так же была принята не сразу. По первым минутам вообще казалось, что по мнению создателей в этом мире ничего хорошего нет и быть не может. Настолько беспросветной казалось созданная здесь вселенная.
Подкупали только интересная манера съёмки и повествования (необычная для современного кино), отличный саундтрек, а так же великолепная актёрская игра. Джеймс МакЭвой вообще демонстрирует на экране нечто невообразимое, хочется встать с места и сразу требовать для него Оскар от Киноакадемии. Разумеется, свою лепту вносит и очень интересный персонаж со множеством граней. Переходы из мерзкого, грубого и жёсткого в образ страдающий и слабый, раздавленный тяжестью жизни, не оставят равнодушными никого. И этот живой отпечаток необычайности наложен на все образы, присутствующие в фильме. При этом в высочайшем качестве их исполнения актёры показывают удивительное единодушие.
Именно через образы фильм делает уверенное восхождение от простоватой жизненной трагикомедии, весьма неровной, к полноценной драме. Если в начале эмоции зрителя сводятся лишь к истерическому (учитывая манеру шуток) смеху и брезгливости, то далее фильм из собрания всех недостатков современного мира превращается в нечто намного более многогранное.
Авторы не перестают играть со зрителем и то, что в начале фильма провоцировало у большинства лишь мысли в духе "всё это юмористическая фантазия создателей, ничего такого в реальности быть не может", к середине, за счёт сопереживания героев и выверенной драмы центральных персонажей, становится отличной почвой для размышлений. Зритель морщится, скатывается в истерический смех, но всё-таки думает, погружается во вселенную главного героя, чувствует его боль, как свою.
Фильму удаётся удивительная вещь. Он, не занимаясь морализаторством, доносит до большой аудитории верные идеи и мысли лучше многих правильных и аккуратно причёсанных драм. Именно от того, что трагедия конкретного человека и трагедия мира предстаёт здесь во всей красе (а точнее во всём своём безобразии), без купюр и всякой политкорректности. Несмотря на отличные шутки (социалка и ирония, переходящая в глум, над толерантностью достойны отдельной похвалы), в фильме смешно лишь иногда, а в основном страшно и мерзко. Но именно в этой мерзости получается какая-то своеобразная изюминка. В одной из статей про фильм очень верно заметили: "Омерзительно до восхищения".
В фильме очень хорошо разобрана актуальная сегодня проблематика человека (и общества), катящегося с горы. Иногда есть вполне ощутимые проблески, будто человек, падая в пропасть, цепляется за какой-то куст, но за этим неизбежно следует новый срыв. Таковы, по мнению авторов фильма, правила игры, от которых они не отступаются даже в концовке, которая ставит жирную точку без лишнего оптимизма, хотя и с проблеском некоторой надежды. До этой точки весь фильм состоит из серии таких срывов, а потому повествование балансирует на грани безумия, фильм не рассказывает, а надрывно кричит.
Получилось так, что спорная во всех отношениях "Грязь" оказалась лучшим фильмом уходящего года, превзойдя своих конкурентов и в целом, и по отдельным параметрам. Актёрская игра, манера повествования и съёмки, трагическая и драматическая составляющая, развязка, юмор. Даже в такой несвойственной подобному фильму вещи, как мелодраматический мотив, фильм легко обгоняет слезливые повести о любви. Именно от того, что выходит из разряда вон, представляя любовную линию суровую и прагматичную (без лишних соплей), но при этом удивительно искреннюю, цепляющую, вызывающую яркое сопереживание. На линии столкновения цинизма и омерзительности главного героя с искренностью рождается нечто очень интересное, хотя до конца и необъяснимое, поскольку таящая под жаром подлинного чувства жёсткость (и даже жестокость) не сдаётся до конца, а борется (и отчасти побеждает) до финальных титров.
Так получилось, что создателям фильма в их необыкновенном эксперименте удалось самое главное - задеть прагматичного зрителя, которого давно невозможно пронять классическими любовными историями. Фильм, почти целиком состоящий из грязи, сильнее высвечивает тот самый свет в конце тоннеля. И, видя этот свет, который во тьме выглядит особенно ярко, вдруг понимаешь, что кино на самом деле не о мерзости, а о дружбе и любви. Просто на фоне грязи их ценность становится понятней. Герой с самой чёрной душой заставляет людей невольно тянутся к свету.
Резюмирую. В "Грязи", как и в жизни, сложно определить жанр. Хватает и трагедии, и комедии, и мерзости, и веры в лучшее. Фильм не для слабонервных. Лицам младше 18 лет и ранимым душам к просмотру не рекомендуется. Всем остальным смотреть обязательно (разумеется, рекомендую смотреть в оригинале или попасть на сеанс в переводе Дмитрия Пучкова). Даже если закрыть глаза на внутренние смыслы, всё равно остаётся высочайшее качество исполнения, яркий символизм и необычность фильма, которая уже делает его событием в мире кино.
Community Info