Не сестрица Алёнушка (alenushka1961) wrote in drugoe_kino,
Не сестрица Алёнушка
alenushka1961
drugoe_kino

Categories:

О чём кричала собака?

Фильм Ивана Дыховичного "Вдох-выдох". 2006 год. Рецензия скорее для тех, кто смотрел. Очень надеюсь, что будет интересно всем остальным. 

Оригинал в ещё большем количестве букв опубликован в alenushka1961

Фильм о любви.

- Да! Выстрел! Выстрел. И пулю не остановить. Она уже там, в сердце. Человек ничего не говорит, ничего не делает, почти не движется. Даже не поймёшь, как это он так, выделился из массы слипшихся, как пельмени в жиру, людей. Только он. Именно он. Только он.


О том самом настоящему чувстве, о котором все слышали, но на самом деле не так много тех, кто о нём знает наверняка, ещё меньше тех, кто испытал. Фильм о любви двух людей, которая прошла все перипетии их судеб и осталась не просто живой и пульсирующей, а выросла, преобразилась, обрела иной смысл, иное качество, Знаете, как в металлургическом производстве из серо- чёрной горной руды с помощью угля, огня и воды человек получает отражающую лучи солнца светлую, прочную сталь? Сколько в этом процессе грязи и мусора? Сколько шлака? Помните же?

Этот фильм о том, что человек от рождения своего обладает способностью понять другого. Легко понять. Совершенно естественно. Словно прокладывает невидимый канал, трубку, которая соединяет одного человека с другими людьми. И только до определённого возраста ребёнка этот канал девственно чист. Канал, который соткан из любви и доверия к жизни, к окружающему миру, из наивной детской искренности, из непреходящего детского любопытства, которое рождает желание всё проверить самому, прочувствовать, испытать на прочность. Фильм ведь не зря начинается с испытания маленьким Мишей новых кирзовых сапог на прочность, на степень защиты. В детстве человек обладает свободой поступать так, как ему этого хотелось. Помните, слова Михаила:

- По-настоящему человек живёт только до шести лет... Во-всяком случае, такой, как я. Почему до шести? А потому что потом всё становится либо поступком, либо проступком, либо преступлением. Начинаешь оправдывать свою жизнь. Начинаешь лгать. И вынужден - выбираешь одно, предавая другое. А до шести лет - безгрешен. Заранее оправдан, как солдат на фронте. Почти свят.


Чем старше становишься, тем тоньше просвет в этом канале. Он постепенно забивается случайным, часто совершенно чужим, инородным и совершенно неправдоподобным. Любовь и искреннее любопытство покрывается слоем страха, на котором, как на плодородной почве разрастается густо и буйно сначала излишняя осторожность, перерастающая в подозрительность и недоверие, а потом в равнодушие. Просвет становится слишком тонким для того, чтобы легко и просто понять другого. Пусть даже очень близкого для тебя человека.

–Я тоскую по чистоте. Слишком много налипло, - говорит Вере Михаил, когда судьба вновь их свела вместе.

Люди живут внутри себя, стараясь лишний раз не высовываться наружу обнажёнными, избегают выяснения отношений, прячутся за масками, которыми стыдливо прикрывают настоящих себя, ошибочно полагая, что там, очень глубоко внутри прячут от людей самого настоящего дьявола, искренне не понимая, что дьявол –то как раз и вырастает там , в темноте, от духоты и спёртого воздуха. Этот самый воздух, который как раз-то и состоит из лжи о самом себе, кормит этого монстра. Помните сон Веры, в котором она рассказывает, как ехала голой в троллейбусе, какие чувства она при этом испытывала? Как хотела укрыться от любопытных человеческих глаз… «Мне бы хоть какое –то прикрытие.» Мы совсем не боимся обнажать тело, и испытываем нечеловеческий страх, когда приходится обнажать душу. Помните сцену, когда Вера приехала на побережье чуть раньше Михаила? Как свободно она там себя вела... Что с нами происходит?

"Почему после семи лет счастливого брака, Вера вдруг стала не кем-нибудь, а именно проституткой?"  А каким образом режиссёр должен был показать, что после разрыва с человеком, который был смыслом жизни главной героини, душевная рана была настолько глубока, боль настолько сильна…

- Четыре дня. Четыре жутких дня. Всё- вся моя жизнь, все мои мечты, все представления – всё рухнуло. Сердце – какой-то отвратительный сморщенный сухофрукт. Так больно. Так безнадёжно.

И только телесные страдания заглушали эту душевную боль. Любая проституция - всегда душевные и даже телесные  страдания для человека. Такой вот вид наказания себя самой за свою никчёмность. Когда тебе кажется, что тебя перестали любить, с этого момента ощущаешь себя полным ничтожеством. Помните клиента в лифте? " Он дал мне почувствовать абсолютную беспомощность и абсолютную свободу".

Вера поняла, КАК она любит Михаила,  только когда он ушёл. И точно тогда же прозрела : Кира её не любит, а просто вот таким образом бежит от своего жуткого одиночества. Верой заполняет вакуум, который образовался в Кириной  душе после замужества сестры. И что присутствие третьего в любви не расширяет её границы.

Вот и Кира говорит о том, что между ней и Верой нет ничего, кроме как желания заткнуть брешь в душе.

- Я нормальная здоровая баба, как ты. Просто как человек я – ничтожество!

Режиссёр говорит нам, что нет ничего нормального между близкими отношениями двух женщин. И не может быть. Не совпадают душевные выпуклости и вогнутости... Не стыкуются грани.

Любовь семь лет между главными героями находилась в зародыше. Не было ещё большого, взрослого, оформившегося чувства. Этот зародыш был скорее мёртв, чем жив. И герои чувствовали это. Помните, Михаил говорил Вере, что неосознанно подталкивал Веру к измене. Хотел таким образом проверить на прочность их чувства? Как проверял когда-то кирзовые сапоги... Но это знакомство Веры и Киры, эта их мимолётная сексуальная связь, дала возможность зародышу развиться, возродиться в новом качестве, стала волшебной мёртвой, а потом и живой водой, такой, как в сказках используется для того, чтобы оживить безвременно погибших сказочных героев.


- То безумное наслаждение, что губишь чью-то жизнь, не хватало мне в моём втором счастливом браке, - признался Михаил Вере.

В жизни всё возвращается. Однажды причинив боль другому, обязательно испытаешь её сам. Боль от факта наслаждения, получаемого близким человеком, доставленное не тобой. И если  ты практически при этом присутствуешь... Почти видишь. Страшная по своему накалу боль.  Помните, КАК Миша валялся на берегу озера? Как его корёжило...

Связь Веры и Киры - это плата Михаилу за боль, причинённую первой жене. За ложь. За обман. Эта связь не преподносилась автором зрителю, как любовь и даже как влюблённость. Это просто маскарад. Нет ничего настоящего в красивом белье и серьёзного - в крашеных птичьих пёрышках. Совместное бегство двух красивых молодых женщин от решения проблем. У одной проблема одиночества и жуткого страха перед ним, у другой – проблема очистки наглухо забившегося канала, который существует для того, чтобы понять самого близкого человека.

У меня ещё много есть что вам сказать. Вот,  например,  в сцене, где Кира рисует на теле Веры кистью. И ведь красиво рисует... А потом смывает струёй воды из душа… Всё, что происходит с человеческим телом, оставляет на душе след, но это можно смыть, можно очистить. Душ для души – любовь. Всё понимающая, всё прощающая, всё очищающая, всё заживляющая. Надо только дать ей эту возможность. И она обязательно справится.

Но вы же понимаете, что всё-таки лучше один раз этот фильм увидеть. Хотя… иногда одного раза бывает недостаточно. Вот мне не хватило.

Я писала этот текст на бумаге А4 черной пастой, делая пометки, куда вставлять цитаты из фильма, красной. Черное на красном. И вспомнила, что именно осенью, 27 сентября 2009 года, четыре года назад, ушёл из жизни Иван Дыховичный. И ещё, что в фильме актёр, который играет соседа, рассказывающего невероятные трагические истории о своей семье:

-Смешно рассказывать людям, что через два месяца я умру. Что моё время, я это физически чувствую, уходит. Ведь меня никто не станет слушать. А время уходит… Моё время уходит.

Он внешне, этот актёр, очень похож на Дыховичного. Я перерыла весь интернет, надеясь найти подтверждение, что это его сын. Нет! Думаю, что в этой такой похожести нет никакой случайности, хоть и не искала подтверждение или опровержение для своих догадок.

Каждая, даже самая незначительная,  роль  этого фильма мастерски и любовно вылеплена, выверена. Ни одного лишнего, случайного движения, слова, вздоха, вдоха, кадра. В этой целостной и завершённой картине ни одного случайного мазка. Но и нет никакого намёка на скрупулёзность или тяжёлый, выматывающий труд. Фильм снят так естественно, что напоминает человеческое дыхание – вдох-выдох. Только дыхание это несколько прерывистое и слегка нервное, потому что оно принадлежит человеку по-настоящему неравнодушному к жизни, всем нам, ныне продолжающим жить после его смерти, людям. Оно принадлежит автору, художнику, творцу с созвучной этому дыханию фамилией – Ды-хо-вич-ный. Светлая вам память, Ванечка! И спасибо за талант! Жаль, что я опоздала на … семь лет, чтобы написать эти строки. И возможно ... в жизни всё возможно... вы смогли бы их прочитать. Целых семь лет.

- Непросто жить по-настоящему и быть честным самим с собой.


Знаете, что я хочу сказать вам в заключение этого нескончаемого текста? Это очень светлый фильм. Фильм, дающий понимание, что очень многое в человеческой жизни так мало имеет к человеку, настоящей его сущности, отношение. Столько в его жизни шелухи и наносного, фальшивого, придуманного. Этот фильм - он дает надежду на то, что всё в жизни можно изменить. Даёт веру, что всё можно исправить. Можно прочистить забившиеся каналы, которые созданы для того, чтобы мы могли понять друг-друга. И что для этого есть средство, что-то типа эффективного ёршика – настоящая , живая, пульсирующая, согревающая, оберегающая от невзгод, всепобеждающая и непрекращающаяся обычная человеческая любовь. А ещё есть её помощники – этой любви - такие живительные чистящие средства – боль, страдание, искренность, доверие, смелость в преодолении страха жить с обнажённой душой. Да-да! Этот фильм о таких затёртых до невозможности понятиях – Вере, Надежде, Любви.

Фильм, который даёт прекрасную качественную пищу для ума. Фильм, который согревает душу.  Помня о хлебе насущном - не забывайте о пище душевной. Смотрите интеллектуальное кино!

Вот он - посыл этого фильма нам, зрителям :

Можно всё начать сначала. Иногда это просто необходимо. Но только не надо с этим тянуть. Потому что «Время уходит. Наше время… оно уходит».

"Может быть… когда-нибудь… наконец… мы поймём что-то…»


Люди! Любите! Это и правда очень бывает больно - любить! Но ведь и рожать больно, и близких терять, и не имеет значения -  на время эта потеря или навсегда. Но не смертельно же... Любите и ничего не бойтесь! Жизнь, она всегда на стороне тех, кто любит. Жизнь на стороне смелых!  И будет вам счастье!

Tags: Иван Дыховичный
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments