
Фильм однозначно классный. И неоднозначный - до того, что мы потом ещё целый вечер его с Лёшей обсуждали, то с одной стороны заходили, то с другой, и везде можно было ещё копать и копать вглубь, и было интересно, а это, как по мне, один из верных признаков стоящего кино. Это вам не голимуд, где уже на финальных титрах начинаешь думать про то, чего бы пойти съесть и во сколько сегодня лечь спать, потому что - чего там обсуждать-то, всё же ясно)
Второй признак хорошего кино, который также наличествовал,- этоспособность фильма держать тебя. "Венеру в мехах" смотришь на одном дыхании, и даже - задержав дыхание, потому что боишься пропустить слово, нюанс, кадр. Блин, а там ведь всего два актёра! Два актёра - и одна единственная декорация: зал и сцена небольшого театра. И снято всё это, оказывается, единственной камерой! Я обожаю такие театральные фильмы, сделанные только на актёрской игре, на сильных диалогах, на психологии, без всяких дорогостоящих штучек-дрючек (как некоторые фильмы Шамирова, - но, конечно, Шамирову до высоты, которой достиг тут Полански, ещё далеко).
Сам фильм - пьеса в пьесе. Автор пьесы по мотивам романа Захер-Мазоха, Тома, нехотя соглашается прослушать ещё одну претендентку на роль главной героини, опоздавшую на кастинг. За неимением другого партнёра, Тома сам подаёт Ванде реплики по ходу пьесы. Один из сильнейших трюков фильма - это постоянные переходы между "театром" и "жизнью", между текстом роли - и собственной речью героев. Это нечто) Каждый раз режиссёру удаётся щёлкнуть тебя по носу: только ты, как ребёнок, поддашься его магии, поверишь персонажам пьесы, погрузишься в их куртуазно-извращённый мирок полуторавековой давности - оп, Ванда щёлкнет пузырём из жвачки, шмыгнет носом, вульгарно засмеётся, или взорвётся бравурным маршем мобильник Тома, - и тебя вышвыривает из одного мира в другой, а ты только сидишь и диву даёшься, как, оказывается, просто обмануть того, кто "обманываться рад", и думаешь, какие же они сукины дети, эти актёры, могут создать мир из ничего - и в секунду его разрушить. Тут, конечно, задумываешься о том, как вообще соотносится личность актёра и его персонаж. Нарочито вульгарная, немолодая актриса-неудачница Ванда стирает яркую помаду, отклеивает накладные ресницы, подбирает волосы - и преображается вдруг в выхоленную, надменную, утончённую аристократку, а вместо вязаного шарфа на её плечах отчётливо начинает поблёскивать соболиное манто... Круто!)
Если бы мне надо было обозначить одной фразой, о чём этот фильм, я бы сказала так: он о наших тайных желаниях и о том, что бывает, когда тайное становится явным. Хотя Полански в интервью и заявляет, что "идея мазохизма, которой пронизан весь фильм, в реальной жизни его не привлекает", но мы-то знаем, что так не бывает) Нельзя снять хорошее кино про то, что тебя лично никак не задевает. К тому же, снять в роли героини свою жену, а на роль героя подобрать актёра, весьма похожего внешне на тебя самого... Да это же отчасти и есть тот самый мазохизм: так в пьесе Северин должен устраивать своей богине Ванде рандеву с молодым греком. Ты смотришь фильм - и понимаешь, что, как и всякое хорошее кино, это кино немножечко и про тебя: во всех нас, под тонкой плёночкой приличия и воспитания, ворочается тёмная, опасная лава... Стоит ли давать ей выход, стоит ли заглядывать в эту бездну, пытаясь разглядеть там хоть что-то человеческое? Каждый решает сам. Тома заглянул - и увидел страшный, оскаленный лик Венеры, уже не "Vénus à la fourrure", не Венеры в мехах, а "Vénus à la fureur" - Венеры в гневе.
Вот об этом, о мистической составляющей фильма, я и думаю со вчерашнего дня, именно эта сторона представляется мне тут самой интересной. В фильме есть множество моментов, указывающих на то, что героиня - не просто отдельная, конкретная женщина. Это скорее - символ женского начала, нечто надчеловеческое, сверхъестественное, могущественное, перед чем склоняется мужчина. Фильм начинается (да и заканчивается) очень показательно в этом смысле: дождь, пустой парижский бульвар, тревожная музыка - и никакого человеческого присутствия, "ни души", как мы говорим. Но камера движется, раскрываются сами собой, одна за другой, двери старого театра, за ними - тёмный зал, в зале - человек, человек оборачивается - и видит на пороге женщину, промокшую до нитки. Вот она, Венера, возникла из пены морской, явилась во плоти, как и в пьесе Мазоха - будучи отвергнутой, пришла отомстить в человеческом обличье. Ванда подчёркнуто вульгарна, ограничена, бесстыдна, невежественна, она не знает, кто такой был этот Мазох и о чём вообще толкует эта пьеска... Но, но, но) У неё есть полный текст пьесы ("откуда-откуда, ну, не знаю, откуда, от моего агента"). Она знает весь текст наизусть. У неё в сумке "завалялась" бархатная куртка, сделанная в 19-м веке, которая идеально в пору приходится Тома. Она знает множество деталей из жизни режиссёра. Тома несколько раз ловит её на лжи, обнаруживая, что Ванда далеко не так проста и ограничена, как хочет казаться в начале. Она имеет собственное мнение о том, как надо играть эту пьесу. В итоге, это она начинает руководить тем, что происходит на сцене - и в жизни! - в этот странный дождливый вечер... Ну, и кроме того, Ванда невероятно перевоплощается, когда начинает "играть" героиню пьесы - до того, что задаёшься вопросом, которая же из них настоящая - вульгарная хабалка или надменная богиня? О надчеловечности, магичности этого образа говорит и несколько раз повторённый эпиграф к пьесе - фраза из ветхозаветной Книги Юдифи: "И покарал его Господь, и отдал его в руки женщины...". Впрочем, Ванда-актриска утверждает, что эта фразочка уж больно сексистская) Но Ванда-Венера, похоже, не возражает против такого положения вещей...
В общем и целом, фильм однозначно рекомендую к просмотру, это одно из самых моих сильных кино-впечатлений, пожалуй, за последний год. Завидую тем, кто ещё не смотрел) Кто посмотрел - делитесь мыслями, интересно же!
PS Я смотрела его в кино, в оригинале, по-французски. Не знаю, как наши перевели его, надеюсь, ничего не испортили. А то с удивлением обнаруживаю такие вот заявления критиков: "Публика хохотала весь сеанс — здесь шутки потоньше, чем у Джармуша; такой Comedy Club для утонченных натур". Это меня ставит в тупик: ну, да, в фильме есть и юмор, но вот не такой, чтоб прям хохотать хором весь сеанс... Хм) У нас тут чё-то никто не хохотал, в общем)
Community Info