gordon_lachance (gordon_lachance) wrote in drugoe_kino,
gordon_lachance
gordon_lachance
drugoe_kino

12 Years a Slave | 12 лет рабства

-12-Years-a-Slave-


Чернокожий Соломон Нортроп был, если не респектабельным, то вполне себе преуспевающим гражданином Севера: неплохое образование, музыкальный талант, жена, дети, дом среднего достатка с ежедневным устоявшимся бытом, в котором ничто, вроде как, не предвещало беды, обрушившейся вероломным обманом зазывал — подельников, кинувших клюнувшего на денежную приманку простофилю, продав его, как чёрное дерево, без прав на прежнее имя и всё, что до селе прилагалось к нему.

Изумительная иллюстрация крылатой фразы о том, что без бумажки — ты букашка, то бишь, тварь подневольная, обречённая нести печальное бремя насилия и безнадёжности, которое сваливается на оглушённого открытием Нортропа, обречённого искать себя в перевёрнутой жизни ничтожного раба, борясь собственным интеллектом с чувствами, определяя линию поведения в горе, рассчитывая в нём выжить, не потерявши честь.

Кино замечательно ладит со временем, легко угадывающимся в костюмных изысках кавалеров и дам, не менее точно отмечая перемену мест, переводя взгляд с немощёных городских улиц Севера под сень покрытых седыми прядями тополей Юга, с обязательными пейзажными и звуковыми отметками, сопровождающими столь же непременные характерные отметки человеческой натуры, рабской и господской, казалось бы, достаточно расписанной историей и с той, и с другой стороны.

Лжецы и обманщики, лицемеры и подпевалы, мстители и изуверы — в наборе персонажей этого фильма все типы и прототипы представлены сполна, во всей красе — яркости, которую несут с собой аристократичный Бенедикт Камбербэтч или демонически — отталкивающий Майкл Фассбендер справедливо перевешивающие значение центрального персонажа Чиветеля Эджиофора, поскольку биографический опус настоящего Соломона Нортропа, судя по всему, был не столько хроникой своей жизни, сколько жизнеописанием бытия его хозяев, через руки которых, сменяя один другого, он прошёл за эти двенадцать лет.

Добавьте к общему вероломного Тибитса в исполнении Пола Дано или утратившую надежду героиню Лупиты Нионго — всё в копилку павшей нравственности с непременными атрибутами изнурительного труда. Ещё немного и остаётся только перебирать слова, находя не случайной привязанность двух плантаторов к Библии, провоцирующей искать библейские аналогии, если не событий, то уж хотя бы имён, придавая им особые смыслы.

Иные подозрения порождает практическая сторона этих чтений, поскольку, читая одну и ту же священную книгу, один из господ умиротворяет своих рабов, а другой, тем же именем, выносит им приговор, что прорубает окно к открывающимся условностям, определяющим существование человека и общества, формируя условную мораль и законы — правила, определяющие преступление и справедливость, право и бесправие, складываясь в устои общества, а с ним и в порядок, какой — никакой.

Не прочитав того самого романа того самого, настоящего Нортропа, я не могу с уверенностью определить происхождение идеи условности бытия, которая возникает при просмотре этой картины, когда главный герой, оценив положение дел и вещей, принужден считаться с незыблемостью реалий, с существованием двух реалий, как двух полюсов, двух сорон Света, а с ними нескольких моралей, одинаково весомого права и законности, которая одна тут, а другая там.

Ни разу не произнося слово «государство», МакКуин поднимает его тенью за плантаторскими особнякими и вашингтонскими дворами, намекая на власть нарисованным задником с Капитолийским холмом, обозначая условное единство расколотой надвое страны, где противоречия законов ещё не положили конец общности, который наступит немного потом.

Что бы там ни думал сам режиссёр, фильм уклонился от биографического очерка одинокого мученика в сторону философических обобщений, не напрямую, но явно просвечивающих сквозь туман библейских намёков и благие дела появляющегося с ликом Христа — спасителя Брэда Питта, формализующих освобождение из неволи не порицанием нравов, а всего лишь возвращением той самой бумажки, лишившись которой человек потерял статус, не меняя страны пребывания, где на севере и юге, молясь одному Богу имеют разную правду, творя её именем закона, который писан своими и для своих.

Так, нарочно или без намерений, МакКуин нырнул глубже, чем требовало обыкновенное развлекательное кино, собрав воедино визуальную эстетику атрибутов прошлого, событийную насыщенность приключений и образную яркость его участников с идейной ёмкостью социальных контрастов, некогда разделявших одно государство, а ныне продолжающих разделять цивилизации, как это ни громко будет сказано, до сих пор населяющие планету Земля.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments