Франция, 1943 год. В небольшую деревню, мэр которой одновременно и местный ветеринар, въезжает цыганская семья, состоящая из пятнадцати человек и ещё одного мальчика - не цыгана. В последний раз они навещали эту деревню ещё до войны. Теперь здесь многое изменилось. Кочевничество запрещено. Оно карается заключением в тюрьму. И даже если у тебя есть паспорт кочевника со всеми нужными печатями, эти печати больше ни на что не годятся. Разве, что на то, что бы повеселить братьев, поставив несколько штампов себе на задницу. Но веселье закончилось, прежняя жизнь тоже. Это война.
- Мы не можем долго стоять на месте. Такова наша жизнь - быть в дороге, - говорит один из цыган.
Они приехали на время сбора винограда и, как всегда расположились в том поле, возле леса. Будут зарабатывать деньги, как могут. А могут они многое. Лудить посуду, продовать "настоящее италянское бельё", играть на праздниках, играть для кур, которые не несутся. Могут перекрасить коня, что бы он выглядил, как новенький. Могут вылечить ветеринара, которого укусил этот конь, навозом и яйцом. У них свои отношения с богом. Они могут его уговорить помочь по-своему и отблагадарить от души:
- Спасибо, Господи! Великий боже, чтоб мне съесть, что ты навалил!
В общем, они могут почти всё, кроме того, что бы сидеть на месте.
Есть в деревне учительница - мадмуазель Лёнди. Она считает, что цыганским детям нужно учиться. Цыгане согласны. Но учиться они будут тоже по-своему: попробуют на вкус чернила и мел, сыграют на скрипке и гитаре, что бы не было совсем уж скучно. А потом придёт человек, который всё испортит. Он укажет на цыганскую семью жандармам и цыган заберут в лагерь. Спасёт их тот самый ветеринар, он же мэр. Он уже приютил у себя того мальчика - не цыгана. Теперь его больше не зовут Чороро (бедняга), как прозвал его Талош - то ли юродивый, то ли душа этого табора. Мальчика теперь зовут Клодт, он больше не боится попасть в детский дом, теперь он живёт в доме ветеринара. Ветеринар знает закон о том, что если у кочевников есть личная собственность, их не имеют право держать в лагере. И он продаёт дом своего прадеда одной из членов семьи цыган за десять франков. И пятнадцать кочевников снова на свободе. Всё, что требуется от них - это сидеть на одном месте.
Но однажды утром дом снова опустел. Однажды утром где-то в лесу снова поднялся дым от костра, вокруг которого стоят кибитки. И на этот раз, если их найдут спасения не будет. Потому что и учительницу, которая оказалась ещё и участницой сопротивления и ветеринара арестовали. А война есть война и сам по себе ты теперь можешь гулять, только за колючей проволкой.
Фильмы Тони Гатлифа часто посвящены цыганам. Это не удивительно, так как он сам цыган. Он знает их обычаи и не стесняется показывать их такими, какие они есть. Без привычной романтики, его цыгане вызывают оттаржение своей дикостью и необразованностью. Под их ногтями настоящая грязь, их веселит то, что большинству кажется глупым, их пугает то, над чем большинство смеётся. И если у вас нет предрассудков, симпатию в вас могут вызвать две вещи, котроми отличаются эти цыгане. Их всего две, но они очень важны - эти цыгане не способны причинить зло намеренно другому человеку и эти цыгане настоящие оптимисты. Потому что только настоящие оптимисты, могут продолжать веселиться, пусть пасть их пса перевязана грязной тряпкой, а колёса обмотаны так, что бы злые духи и нацисты не услышали их бесконечное путешествие.
"Сам по себе" один из самых пронзительных фильмов Тони Гатлифа. Всё сложилось в одно: и тема цыганского геноцида и то, что фильм основан на реальных событиях. И музыка, написанная совместно с Дельфином Мантоле самим режиссёром. Отдельная история - игра Джеймса Тьерри (Талош), того самого беспокойного из этих беспокойных цыган. Он ведёт себя, как ребёнок, но и одновременно мудр. Он самый добрый в этой семье и не смотря на его кажущуюся бестолковость, ни у кого из семьи язык не повернётся его обидеть. Именно такие видят то, чего не видят другие. И именно такие погибают первыми, потому что не могут поверить, что настоящее зло действительно существует. Джеймс Тьерри (кстати сказать, внук Чарли Чаплина, актёр, акробат, мим и режиссёр своей театральной труппы) душа всего фильма, и, как мне кажется главная его идея - мятущаяся, всегда куда-то стремящаяся мечта о свободе и отважное, но безрассудное противостояние злу, которое будет существовать всегда.
Community Info