Что такое космос для современного человека? Снимки, сделанные спутниками NASA и сотрудниками космических станций. Что такое космос в конце 50-х? Далекое и прекрасное ночное небо, улететь на которое - мечта жизни.

О маленьких людях, разбросанных по нашей необъятной стране, и их огромному стремлению навстречу далеким звёздам, и рассказывает в своей картине «Космос как предчувствие» Алексей Учитель. Быть может, название фильма звучит как лозунг - слишком пафосно, но тем не менее оно как нельзя лучше передаёт то ощущение мечты посреди суровой реальности.

Стоит отметить, что в кадре ни разу не появляется вид звездного неба, но в морозном воздухе портового городка, где, кажется, солнце светит, но не греет, словно раздаются звуки плывущих по орбите кораблей. И такого предчувствия космоса, которое медленно растекается во времени, вполне достаточно.
КОСМОС, КОТОРОГО УЖЕ НЕ БУДЕТ.
Повар и спортсмен-любитель Конек (Миронов) - дурацкая кличка взрослого мужчины, по-детски привязавшегося к странному молчаливому Герману(Цыганов), человеку со стальными мышцами, нервами, возникшему ниоткуда и ушедшему в никуда. Получив от таинственного незнакомца пару нокаутов на тренировке по боксу, Витька Коньков ведет себя так, словно встретил родного брата. И задаваться вопросом странного появления своего товарища в портовом городке и его целях ему совершенно не интересно (хотя, напротив, зрителю-то как раз именно это и интересно).

Первая половина картины настолько затягивает событийностью или, если хотите, "детективностью" сюжета, что о каком таком предчувствии идет речь и кто к нему имеет отношение среди героев довольно долго остается непонятным. И вот уже зритель почти готов поверить, что никакого космоса в фильме нет и не будет, и что режиссер вполне мог сыграть со зрителем шутку, наделив повествование скрытым "философским" смыслом взамен ожидаемого. Но нет... Вот двое людей лежат на осенней листве и сквозь слезы рассматривают осеннее небо, силясь увидеть в нем долгожданный спутник. И тут вдруг становится понятно, что жизнь этих рядовых людей, со всеми их маленькими трагедиями и радостями, растворяется в ожидании Чуда. И покорённый в скором времени Космос как будто сразу же придает весомость всем их поступкам.

Можно представить себе, что человек – песчинка в космосе, а отношения земные почти ничего не стоят в масштабах Вселенной, и тогда намного слышнее становятся звуки далекого необъятного темного пространства, к которому рвутся и герои фильма и тысячи таких же, как они. Вера в мечту превратила их жизни в ожидание и подготовку к подвигу, который в итоге совершит один только Гагарин - маленький простодушный человек в вагоне поезда, который признается в том, что о космосе даже и не мечтает. Повезло!

«Космос как предчувствие» - это тонкий и пронзительный фильм о самом романтичной эпохе советской истории. Возможно, картина Учителя строит новый миф о советской реальности, но, согласитесь, насколько непохож он на старые советские агитки - пафос заменен на лирику, героизм на чудаковатость, несгибаемая воля к победе на хрупкую детскую мечту... Маяковский на Есенина.
На удивление, новый миф пришёлся по вкусу жюри всех главных российских кинофестивалей, собрав двух "Ник", двух "Орлов" и одного, но главного "Георгия". Большинству критиков же работа откровенно не понравилась. И есть небеспочвенное предположение, что первые в фильме симпатизировали чудаку и романтику Коньку, тогда как вторые - прагматику и цинику Герману. А на чьей стороне ты, зритель?

Edited at 2013-12-05 09:30 am (UTC)
о природе русской души