vycheslav1983 (vycheslav1983) wrote in drugoe_kino,
vycheslav1983
vycheslav1983
drugoe_kino

Category:

"Четыреста ударов" (1959) Франсуа Трюффо. Борьба с "папиным кино"

"Четыреста ударов" -  фильм, который можно понять, не имея никакого представления о французской новой волне, «Кайе дю синема» , о борьбе с "папиным кино", о триумфе на каннском фестивале, и самое главное, о судьбе самого режиссёра Франсуа Трюффо, человеке, у которого были трудные отношения с матерью, который поздно узнал, что его папа - отчим, а с родным биологическим отцом так и не познакомился. Который плохо учился, убегал из дома, обнаружил задатки бунтаря против несправедливости, что не раз приводило его в стены исправительных заведений для «трудных» подростков. Всё это он пересказал в фильме. Можно не знать про Жана- Пьера Лео (актёра, сыгравшего Антуана Дуанеля), культовой личности прошедший через всю новую волну... Даже человеку, упавшему с луны фильм будет интересен, вызовет сопереживание главному герою- мальчику с непростой судьбой.
.
дуанель
.
Французская новая волна - фильмы, которые появились на рубеже 50-60 годов и явились результатом вторжения в кинематограф критиков. Режиссёры 50 - х не предполагали, что эта задиристая молодежь создаст картины, которые снимут их " папино кино" с пьедестала. Что было такое "папино кино", с которым воевал Трюффо, сделав героем своей картины 13 - летнего подростка, выступающего против системы? Французское молодое поколение, пришедшее  в кино чувствовало некий застой и появилось желание обновить и язык и технику предшественников, использовать новые камеры, выйти из павильонов ("папы"делали кино  в искусственных декорациях с искусственным светом, театральными гримасничающими артистами).Однако, бунтуя против одних (Марсель Карне, Клод Отан-Лора) они в то же время восхищались другими "Отцами" кино ( Хичкок, Форд, Хьюстон ).
.
Новая волна началась с журнала «Кайе дю синема» , где писали статьи будущие режиссёры, где был великий Андре Базен, придумавший этот журнал, который в некотором роде,  учитель Годара и Трюффо.  Они были критики и придумали несколько теорий. Важнейшая из них - "теория авторов". Мир об этом культурном явлении узнал благодаря Трюффо и его фильму "Четыреста ударов". Картина стала сенсацией каннского кинофестиваля в 1959 году, получил там приз за режиссуру, но многие возмущались, что нужно давать золотую пальмовую ветвь!
.

думает
.
Жан - Люк Годар и Франсуа Трюффо - два краеугольных камня новой волны. Они дружили, но не долго.  Годар тяготел к всё большему радикализму и после какого-то времени вообще стал снимать кино для  революции и  самого себя и авангарда. Был ли Трюффо авангардистом? С одной стороны да. Сам технический подход был авангардным (съёмки на улице, использование подвижных, мобильных камер, отказ от декораций, нетеатральная игра актёров). С другой стороны, сам Трюффо говорил, что он антагонист всякому авангардизму, потому что он художник ностальгического склада. Это очень важно в понимании  фильма "400 ударов" и остальных серий об Антуане Дуанеля, где он отчасти реконструирует собственную жизнь, погружаясь в прошлое, в то время, как  авангардист устремлён в будущее.
.
задумчивость
.
.Заголовок "четыреста ударов"- часть французской идиомы, по смыслу близкой к русскому вариант - 33 несчастья - количество ударов судьбы (и не только), которые получает неудачливый герой.
.
Кажется, что это просто история мальчика Антуана Дуанеля ( его играет 13-летний  Жан - Пьер Лео, актер, которого нашёл и сделал известным Трюффо), у него не очень счастливая жизнь, трудные отношения с мамой, ещё более трудные отношения с отчимом, не получается найти общий язык с учителем в школе. Есть только один близкий друг, который так же как и он, бесправный подросток. Дуанель пытается выразить себя, Но у него нет даже своих слов, и в сочинении он использует отрывок из произведения Бальзака (которому ставит свечку в импровизированном домашнем алтаре), за что учитель называет его жалким плагиатором.
.
.
бальзак
.
Родители отказываются от мальчика за нелепую кражу пишущей машинки, ссылают его подальше в центр отказных подростков, где их содержат почти в тюремном режиме. Во время игры в футбол главный герой  сбегает оттуда, убегая на берег расположенного неподалёку моря.

.
Кажется, что это - романтический персонаж, который не такой, как все, бросает вызов обществу, диссидент (как например герой Бельмондо в таком же программном фильме новой волны Годара "На последнем дыхании"). На самом деле это не так. Мальчик с непосредственностью, свойственной ребёнку, пытается всё время встроиться в систему. Он хочет, чтобы мама его любила, учитель хвалил. В сцене, где мать с отчимом ведут его в кино он абсолютно счастлив.
.
счастлив
.
Мальчик, отражающий режиссёрское альтер эго - человек, который изначально не желает быть в оппозиции (но приходится), хочет нравиться, быть с близкими и т.д.  У него вовсе нет цели быть одиноким авангардистом.  Когда он поджигает дома штору, то делает это вовсе не из какого-то чувства протеста, а потому, что ставил свечку любимому писателю Бальзаку для успеха в написании злополучного сочинения. Его лучшие намерения оборачиваются смешными, но по факту, печальными последствиями.
.
поймали
.

отпечатки
.
В дальнейшем Франсуа Трюффо продолжил историю Антуана Дуанеля еще в нескольких фильмах (жизнь у него более менее выравнивается), отследив его судьбу на разных возрастных этапах – в «Антуане и Колет» (1962), «Украденных поцелуя»х (1968), «Семейном очаге» (1970) и «Сбежавшей любви» (1979). А Жан-Пьер Лео еще дважды появлялся у Трюффо в ролях других героев – в фильмах «Две англичанки и континент «(1971) и «Американская ночь» (1973). Режиссёр найдет приют томлениям Антуана только двадцать лет спустя и только в творчестве: тот закончит свой экранный путь профессиональным прозаиком.
.
ротор
.
Разговор о Трюффо и "400 ударах"очень сложен, потому что неизбежно приходится сталкиваться с самой материей кино (настоящее кино - то, которое описать невозможно). Простой пересказ напомнит банальную историю о трудном подростке, снятую на студии имени горького. Как передать сочетание света и тени, музыки и речи. Как описать поэзию кино?
Трюффо нарочно назвал фильм "400 ударов". По - французски это название звучит довольно стёрто, пресно и серо. Кинокритики написали, что режиссёр, который разнёс французскую кинематографию, сам сейчас снимает фильм под каким-то банальным названием. Трюффо свой радикализм давил и гасил в отличии от Годара, который его выпячивал. Трюффо говорил, что кино для него искусство прозаическое и что нужно снимать прекрасное, но как бы ненароком, просто так.
.
дети
.
Кино Трюффо - поэтическое, как бы поэзия в прозе. Оно, конечно, отличается от поэтических фильмов Тарковского и его последователей, не содержит сверхсложных метафор, лишено любования собой в отражении лужи и т д. Зато у него есть образность, которую он создаёт без свойственной Годару претенциозности. Режиссёр способен пронзительно и искренне показать простые, но важные вещи.

Безымянный
.
Весь фильм Трюффо. как бы, рисует великолепный портрет мальчика Антуана Дуанеля и в конце, мы видим лицо этого героя. Он смотрит прямо в камеру, но проникает в душу. Сейчас этот приём кажется избитым, но в 1959 году, когда этот фильм увидели зрители, это было применено второй раз (первый раз -  в фильме Бергмана "Лето с Моникой", которого боготворил Трюффо) было мало известно и произвело сильное впечатление. Как Дуанель не гнушался списывать у Бальзака, так и Трюффо "скатывал" у Бергмана, не делая из этого какой-то культурной игры с цитатами и коллажа. Да, все великие воровали и не делали из этого трагедии, но они преображали "воровство" собственным видением.
.
взгляд
.
...В "400 ударах" очень важна концовка. Дуанель сбегает из приюта. Мы видим героя в его стихии, в естественном состоянии. Это бег. Саму материю кинематографа, как постоянное движение этот фильм замечательно передал. Это основной вид действия  в фильме(убегание). И когда это движение останавливается (герой добегает до моря), то этот предел настолько  просто и непретенциозно показан, что финал не вырастает в какую-то метафору и второй план. Мы видим растерянного подростка, которому как любому тринадцатилетнему мальчику некуда бежать. По периметру - школа, родители , воспитатели, полиция, он никуда не может деваться.
.
съёмка
.
Трюффо - пример скромности в кинематографе. Ни один его фильм не идёт три часа, нет в нем бесконечного авторского топтания и необоснованного самоусложнения. Секрет успеха его фильмов в искренности и простоте. Редчайшее качество человека и режиссёра.

.
Tags: 1959, Антуан Дуанель, Жан- Пьер Лео, Франсуа Трюффо, Четыреста ударов, французское кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Community