
Рифму дополняет присутствие Хавьера Бардема. С той разницей, что у Коэнов он воплощал неотвратимую смерть любому, кто оказался не в том месте не в то время, а в Советнике он – мафиозный делец и, в сущности, простецкий бонвиван.
В фильме Коэнов главными героями были смерть, пустыня и человечность. Ну и деньги как повод.
Смерть с пустыней (ну и с деньгами заодно) в Советник перешли. Но дополнились сексом. Сексом не простым, а особым.
Старый-добрый куннилингус в первой сцене выглядит девственнее свидания Ромео и Джульетты, хотя и снят почти порнографически. Эффект «порнографичности», кстати, достигается не изображениями половых органов (Скотт разумно этого избегает на протяжении всего фильма), а диалогом (немного включая и стоны, конечно). То есть, в начале фильма сцена девственной совсем не смотрится. Это уже на выходе из кинотеатра понимаешь, что она была, пожалуй, самой «чистой».
Ведь дальше-то нас ждет половой акт, где в главных ролях – ветровое стекло желтого кабриолета «феррари» в качестве я даже не знаю кого и выбритый лобок героини Камерон Диаз с половыми губами, которые рассказчик (Бардем) сравнивает с сомиком, объедающим растительность на аквариумном стекле.
А еще дальше – рассказ о видео, где у молодой красавицы по-настоящему отрубают живую голову, и тут же занимаются сексом с обезглавленным трупом.
Смерть тоже здесь совсем другая. У Коэнов это был адский палач Бардема. Абсолютно неизбежный, но не без парадоксальных гуманистических понятий.
У Скотта смерть живет везде. Она не персонифицирована. «Выйди на улицу, и сразу начнут стрелять. А потом включат свет – просто чтобы посмотреть, кого убили».
Смерть своими струнами срезает напрочь головы тех, кто несется слишком быстро. Эти струны могут почти по-гитарному звучать, будучи растянутыми поперек техасской пустынной дороги в ожидании байкера. Или с помощью неотвратимой машинки перерезать сонную артерию прямо среди бела дня в лондонском Сити.
Смерть присутствует практически в каждом кадре. Даже – в жизнеутверждающих репликах амстердамского ювелира (Бруно Ганц, кстати!) в одной из первых сцен.
Но она подавляет всякого – хоть умного, хоть глупого, хоть сентиментального, хоть жестокого, хоть погибающего, хоть остающегося с нами.
Могу ли я рекомендовать этот фильм своим друзьям?
Трудно сказать.
Дело в том, что фильм почему-то не выстреливает. У меня, например, не осталось ощущения целостности. Необходимости высказывания. Понимания «зачем сделано?».
Если фильм изящен, простые метафоры – одно из главных украшений. А здесь, как раз, изящества недостает. Какой-то он слегка недодуманный. И это очень жаль.
Но есть и много «за». И они немаловажные.
Сценарист - Кормак Маккарти (автор романа Старикам здесь не место).
Режиссер - Ридли Скотт.
В главных ролях – куча звезд (Майкл Фассбендер, Хавьер Бардем, Камерон Диаз, Пенелопа Круз, Брэд Питт), которая куча справляется прекрасно.
Кроме того, много хороших сцен. Замечательная кинематография. Поэтому если все же соберетесь, то лучше – на большой экран.
Community Info