Glint (glint_way) wrote in drugoe_kino,
Glint
glint_way
drugoe_kino

Category:

«Орфей» ("Orphée"), 1950. Реж. - Жан Кокто

Поэты видят в смерти утоление собственного тщеславия?
44.17 КБ

В основу фильма «Орфей» гениального Жана Кокто положен античный миф о любви поэта Орфея к Эвридике.
Игры со смертью, как и пожизненный роман с ней - не новый сюжет для Поэта. Зачастую смерть для него- отличный пиар, как ни странно это звучит.
Будь при жизни эстетом, умри как-то особенно стильно, и стихи твои приобретут иную окраску.
Думаю, что не случайно Кокто ставит знак равенства между Любовью и Смертью. Его женский образ в фильме настолько архетипичен, что можно и дальше продолжить эту (вполне поэтическую, в общем-то) логику: Любовь - это женщина, а женщина - это Смерть (тут стоит принять во внимание личные качества знаменитого французского мэтра и облегченно выдохнуть: это многое объясняет). Только Смерть всю жизнь ищет Поэт, только ее зыбкую тень, стоящую за левым плечом, принимает он за Музу, только в ее губительной страсти ищет вдохновение и рифмы. Смерть как свобода от земных обязательств, очищающая и возвышающая над суетой.
Смерть, впрочем, не свободна в своем выборе: и ее держат "под колпаком", контролируют, судят и приговаривают за несанкционированные выходки.
Образ Смерти в "Орфее" (Мария Казарес) рождает самые разные ассоциации: от андерсоновской Снежной королевы до утонченной садистки из спецподразделения СС. Гитлер в юбке, аристократичная вампирка или зомби-Алиса из пост-модернового Зазеркалья, уставшая воевать с человеческим несовершенством? Ведь именно к абсолютному совершенству стремится она, эта гибкая и тонкая, как хлыст, женщина-оса, и от него же бежит, не в силах сразу принять решение.
Смерть повелевает обыденностью, парит над суетой, сметая то, что кажется ей банальным, но мужественно приносит себя в жертву гениальности: ведь гениальность - синоним бессмертия.
Эвридика присутствует в кадре как полная противоположность Смерти, как обратная сторона Луны, и полностью выдает здесь взгляд Кокто на женщин-самок, отвлекающих истинных гениев от искусства и годных только на то, чтобы сварить-постирать-прибрать..и зачать.
Правда, при этом Орфей почему-то спит отдельно от своей белокурой женушки. Кокто и в мыслях не мог допустить, чтобы его сладкоголосый Орфей, Жан Марэ, снизошел до обычной земной самки. Это не гомоэротично поэтично и, более того, губительно: ведь Орфей умирает, взглянув на Эвридику в отражение стекла - в зеркало!
Чем не аллюзия к мифу о Горгоне? Взгляни на оборотную сторону жизни - и все, тебе конец...
Надо сказать, что "силы тьмы", т.е. Принцесса Ада, ее помощник Эртебиз и трагический погибший поэт Сажест выглядят более глубокими, гуманными и живыми, чем занудная домохозяйка Эвридика, к которой Орфей относится как к комфортному фону для своего искусства. Эртебиз просто прекрасен, этот ангел-стекольщик, проводник между мирами, своего рода "сталкер" зазеркалья, ведущий Орфея в "зону неотмирности".
Дела загробные сняты бесподобно: несколько почтенных месье судят Смерть за опрометчивость и поспешность, ведь команды "Фас!" никто не отдавал. Тут Орфей и Смерть признаются другу другу в любви и клянутся никогда не разлучаться, а Эртебиз полюбил милую простушку Эвридику, о чем та даже не догадывалась... Сцена-пародия на "страшный суд" и "чистилище", снятая в развалинах Сен-Сирского офицерского училища — запредельно символична, как проход сквозь зеркальную стену и "ветер запределья": какие-то конторы с ветхими стульями, грязными стенами и проваливающимся полом. Перекресток параллельных миров -это руины разбомбленного училища, в котором, возможно, до сих пор бродят призраки убитых войной людей — и кинематографическая зона смерти, изнанка бытия, в которой не действуют привычные земные законы пространства и времени.
Поэт подобен зеркалу, ведь его творчество всегда есть отражение реальности. "Вставляйте стекла!" - кричит кто-то невидимый на границе двух миров, чтобы хоть как-то разделить мир на "этот" и "тот". Волшебные кинолегенды Жана Кокто скрывают таинственный потусторонний мир отражений и теней, мир смерти, куда рано или поздно уходят души всех живущих. Вневременность легенд рождает интерпретации, и миф о поэте Орфее трактуется поэтом Кокто как сюрреалистическая фантасмагория о любви и смерти.
Или о любви к Смерти.
Или даже о странной тяге Смерти к искусству и его творцам, как к уникальным сущностям, достойным называться бессмертными.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments