vycheslav1983 (vycheslav1983) wrote in drugoe_kino,
vycheslav1983
vycheslav1983
drugoe_kino

Category:

"Аталанта" (1934) Жана Виго и новая французская волна.

Режиссёра Жана Виго принято считать гением, но талант его признали только  после смерти. Умер он очень молодым, в 29 лет, в тот день, когда его картину "Аталанта" сняли  через две недели с проката. Дело в том, что публика плохо шла на его кино. Продюсеры исковеркали  картину , вставили туда музыкальные хиты 30х годов (против воли режиссёра), дали другое название , совпадающее с одним из шлягеров - "Проплывающая шаланда", но и это успеха не принесло, как и перемонтаж. Картина ушла в небытие, как и её автор, чтобы быть вытащенной оттуда гораздо позже. Почему случилось так, что талант Виго никто не рассмотрел в своё время? Было ли дело в том, что он сильно опередил культуру или просто не успел дождаться и добиться своего, умерев молодым? Только начиная с 50х годов режиссёры и критики признали его заслуги перед кинематографом...Кстати, Джим Джармуш, который бьется за право кинематографа оставаться чёрно  - белым, в ответ на вопрос о любимых режиссёрах на первое место ставит Виго а в списке любимых фильмов  "Аталанта" для него номер один.
.
пара
.
Это история про двух молодожёнов, которые отправляются в свадебное путешествие на барже по Сенне в сторону Парижа из Гавра. Путешествие  романтическое отчасти, так как у них есть груз, который нужно доставить в пункт назначения. Более того, баржа "Аталанта" - их дом и муж (Жан) - капитан. Он женился на девушке из добропорядочной семьи зажиточных крестьян, которая никогда не была в Париже и вообще не выходила за пределы своей деревни. У молодожёнов не всегда все хорошо. Жан неоправданно ревнует жену (Джульетту). Ей тоже не всегда нравится его обхождение, в добавок она не знает чего хочет, так как первый раз оторвалась от родного дома и так далеко забралась. Когда на её пути в городе встречается торговец-искуситель, который соблазняет её подарком - платком, она сбегает в Париж. Моментально разбивается вся романтика утопического быта молодожёнов, но благодаря вмешательству самого колоритного персонажа фильма - папаши Жюля удается вернуть Жульетту на борт. Влюблённые падают (в буквальном смысле, видимо, подскользнувшись)) друг другу в объятия, и "корабль плывет  дальше. История простая, основанная на сентиментальном романе писателя Риера Гишена ,но по сути, сказка. Если бы это была не сказочная поэтическая кинолента, то они бы расстались и никогда бы не встретили друг друга. Бывает, что  не получается найти человека в большом городе, не говоря уже о том, чтобы  сделать это во всей стране, не имея сотовых телефонов и интернета.
.
.на полу
.
Жанр картины - поэтический реализм. Сочетание одновременно трезвого и мечтательного- эскейписткого (от слова  "escape") взгляда на мир .  Это кино не метафор и символов с какой-то излишней многозначительностью, под которым сейчас понимают словосочетание поэтическое кино (Тарковского и его последователей).
.
Хэппи - энд фильма как бы подмигивает , что в жизни все по - другому. Вряд ли в этом финале Виго пошел на поводу у продюсера в погоне за коммерческой концовкой. Режиссёр серьёзно отнесся к сценарию, он его переделывал, переписывал, исправлял. Очаровательные сценки с граммофонам  с кошками были придуманы самим Виго. Он сделал все как хотел. Весь фильм о противостоянии поэтического идеалистического взгляда на мир и реальности. Конечно, здесь мы не видим страшной приземленной действительности, иногда она выглядит даже шаржировано ..И рядом с этим -  абсолютно детский мир людей, плывущих на этом кораблике. Есть несколько сцен, связанных с мечтами и все очень красиво и здорово подано. Финал - победа мечты над реальности. Хэппи-энд, который Виго осознанно хотел показать.
.
Свадебная процессия, довольно карикатурно, почему -то в чёрном (видимо, они уже "похоронили" девушку предполагая её тяжёлую жизнь в скитаниях), провожают эту Джульетту сами не знают куда (а уже стоя на пристани даже не машут, будто отправляют в "последний путь")), но влюблённые Жан и Джульетта  спешат вперед и не слышат о чем говорят  многочисленные  родственники. Молодожёны идут , как будто никого не замечая, чтобы поскорей придти к пристани и уже отчалить от прежней холостяцкой жизни в новую семейную...Не случайно Аталанта созвучно испанскому ADELANTE (что значит вперёд!)
.
свадьба
.
У героини есть выбор - бытие на барже вместе с кошками и в каком - то хламе, но с любимым человеком, настоящими чувствами или же побег в Париж с его соблазнами, капитализмом и витринами. Она делает выбор в пользу баржи (правда, после неудачного погружения в Париж) и это при том, что  в 34 году соблазн витрин был не меньше, чем сейчас, особенно для деревенской девушки. "Аталанта" один из немногих  фильмов, который романтизирует окраину, а не центр, хотя действие большинства  французских картин той эпохи происходит в столице, создавая  романтический образ Парижа в кино.
.
Режиссёр визуализировал  идею жизни в движении с постоянно меняющимися пейзажами (как корабль, плывущий по воде). Фильм - "роуд муви" на воде. И направление  движения совершенно не важно. Важно, что они после воссоединения снова плывут, значит, эта история продолжается , она не имеет финала. Последние кадры - парящие над водой. Превозносится жизнь как течение, не имеющее начала и конца, истока и устья.
.
Жан Виго был сыном воинствующего анархиста Эжена Бонавентура де Виго — его псевдонимом было имя Мигель Алмерейда (Miguel Almereyda), анаграмма выражения «это дерьмо» (фр. y'a la merde). Отец выпускал сатирическую газету под названием «Красная шапочка», затем за поддержку Германии был обвинен в измене и заключен в тюрьму, где его задушили при невыясненных обстоятельствах. Жан с детства отличался слабым здоровьем и поэтому был вынужден подолгу пребывать в больницах и санаториях. Так как его родители были вовлечены в политику, он воспитывался родственниками и друзьями семьи и учился в школах-интернатах под вымышленным именем Жана Сале. Из этих заведений вынес впечатления, которые воплотились в картине "Ноль за поведение".  Незавидная история для ребёнка, но зато у человека появилась "биография")
.
Испытывая интерес к кинематографу, Виго в 1928 году работал помощником у известного кинооператора Леона-Анри Бюреля, помогая ему на съемках картины «Венера». Затем, унаследовав после смерти родственника 100 тысяч франков, он приобрел подержанную кинокамеру и в 1930 году приступил к работе над своим первым фильмом. Это была немая документальная короткометражка под названием «По поводу Ниццы», которая выявила способность Виго улавливать естественную красоту реальности и придавать банальным сценам стилизованное поэтическое звучание.
.
sinegoz3-1024x576
.
Вторым фильмом режиссёра стала документальная сюрреалистическая короткометражка «Тарис, или плавание», выпущенная в 1931 году, где главным героем был пловец-чемпион Жан Тарис. Далее в 1933 году последовала полнометражная картина «Ноль по поведению». Она повествовала о жизни школы-интерната для мальчиков и её учениках, взбунтовавшихся против школьных порядков и преподавателей, чьи карикатурные образы явно были позаимствованы Виго из детских воспоминаний. Этот фильм цензура отправила на полку, и ограничения к показу были сняты только в 1945 году. Один из первых случаев в истории кино, когда абсолютно художественное произведение, сделанное без всякой политической подоплёки, аллюзий и фиг в кармане было запрещено не по эстетическим, а  политическим причинам. Фильм прозрачно намекал о том, что творится во Франции и ,вообще, в Европе.
.
В 1934 году режиссёр снял свою четвертую и последнюю картину, неспешную мелодраму «Аталанта». Этот фильм очень важен для истории кинематографа. Его "реанимировали" люди, которые придумали европейский кинематограф в послевоенную пору (так называемая новая французская волна). Первым был Анри Ланглуа, глава парижской синематеки,  который впервые перемонтировал фильм, вернул ему название и исходную длительность полтора часа ( в прокате был 65 минут). Именно в этой версии его смотрели Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт. Эти люди работали кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под названием "Теория авторского кино". Согласно этой теории, режиссёр должен быть автором кино и принимать участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы должны стать более индивидуальными, и не подвергаться оценке по отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.
.
Началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma в воплощении их философии и теорий в действительность, путём создания собственных фильмов. «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новой волны. Франсуа Трюффо (с фильмом «Четыреста ударов», 1959) и Жан-Люк Годар (с фильмом «На последнем дыхании», 1960) имели неожиданный большой международный успех как с точки зрения критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.Среди прочих режиссёров, работавших в то же время, но не обязательно напрямую связанных с новой волной, были Луи Малль, Ален Рене, Аньес Варда и Жак Деми. Во Франции приз Жана Виго присуждается лучшему  молодому режиссёру. И Клод Шаброль и Жан - Люк Годар его получали. Приз был учреждён примерно в те же годы, как  заново открыли Виго и существует до сих пор. Вот тогда - то его назвали гением, фильм вошёл во все учебники, его стали изучать, о нём писать и думать.
.
Особенное свойство старых фильмов в том ,что если это талантливое произведение, то  с каждым годом у него постоянно появляются новые смыслы. Искусство на месте не стоит, а вещь остается и обрастает  интерпретациями, как дно корабля ракушками.
.
баржа
.
34 год - время между двумя воинам и современный зритель понимает -  скоро оккупация Парижа, вся эта идиллия закончится. Тем не менее,  фильм, со всеми его угрожающими обертонами, выглядит счастливым  безоблачным. Фильм эмоциональный, не интеллектуальный, в котором  эмоции отмерены скупо и точно. В этом гениальность Жана Виго - никакой слащавости, мелодраматичности. Есть юмор и зыбкость счастья. Тема стабильности двух людей очень важна. Финал тоже настораживает - неизвестно, как сложится  судьба героев дальше.
.
Картина снята невероятно смело. Неожиданные ракурсы, неортодоксальный  монтаж. Присутствует дух свободы, независимость от каких - либо ограничений, но не анархия (придумываются свои правила), которые отменяют хаос, выстраивая режиссёрский космос. Сцены смотрятся довольно современно, нафталина ну разве чуть - чуть))«Среди натурных кадров имеется несколько, которые можно отнести к самым прекрасным в кино, — пишет биограф режиссёра П.-Е. Салес-Гомес. — Таковы кадры, где мы видим Джульетту в белой, словно вечерней, дымке, или грустный вид серой набережной, где Джульетта не обнаруживает баржу. И эта красота не скрыта от нас, она выставлена напоказ и словно составляет часть наших эмоций. А как прекрасны чистый песок, море и небо, которые мелькают в глазах бегущего к воде Жана!»
.
Важно отметить единство формы и содержания. Форма очень свободная. Фильм рассказывает о независимости от всех условностей (Жан капитан, может уплыть и от Парижа и из деревни), чтобы молодожёны смогли быть сами по себе. Эта свобода и независимость маленького судёнышка - та же самая тема, которая интересовала, и ,видимо, унаследована от отца -анархиста. В  ранних фильмах про спортсмена - пловца, про Ниццу, свобода  выражена формально. Но в двух его игровых картинах - "Ноль за поведение" и "Аталанта" - фильмах об освобождении, кристаллизуется идея, что воля  к свободе ничем не  может быть сломлена, она - основной инстинкт человека. Не зря Франция ассоциируется с падением Бастилии (14 июля 1789), революцией, Марсельезой и т.д.  Новая волна, которая реанимировала и прославила Жана Виго провозглашала эту же идею.
.
Главная звезда фильма - Мишель Симон - выдающийся французский  артист. Продюсеры, по легенде, навязали режиссёру двух "звёздных актёров" - Мишеля Симона, играющего папашу Жюля ,пожилого моряка, и Диту Парло, которая тоже была звездой в то время. Позже она снималась у Ренуара в "Великой иллюзии" (1937).

Дита
.
На роли Жана и юнги Виго взял своих друзей Жана Дастэ и Лефевра.
.
Папаша Жюль - единственный человек старшего поколения на шаланде, но именно он олицетворяет анархистскую свободу.Он сам по себе, фрик и отщепенец, что-то среднее между бомжом - алкоголиком и юродивым шутом. Его дурачества, которые ни к чему  не имеют отношения, нарушают субординацию и здравый смысл. То он вытворяет танец живота и ведет классическую борьбу с тенью, то забавляется со сломанным граммофоном. Так же он кошатник и коллекционер разного хлама. Как персонаж несёт в себе идею креативности и возможности преображения мира из ничего.
.
.жюль тату
.
Персонаж Мишеля Симона - эксцентричный старик, живущий в каком-то невообразимом космосе, созданном из барахла и отходов; искуситель с барабанам за плечами...есть в этом что-то филиниевское. И неореализм Федерико Феллини и новая волна испытали влияние Виго. И советские щестидесятники тоже многое у него взяли. Шпаликов посвятил свою картину Виго. То, что мы связываем с именем Шпаликова - неожиданная, освежающая свобода для советского человека, каким -то образом было унаследовано от французского режиссёра.
.
Оператором картины был Борис Кауфман , который снимал все фильмы Виго. Он - один из первых великих операторов в кино. Человек, создавший свой стиль, уехавший потом в Америку и снимавший там  очень много выдающихся фильмов ,в частности , картину  "В порту" с Марлоном Брандо. Работая со звёздами в Голливуде он говорил, что настоящим раем и счастьем для него было только работа с Виго. Важен факт, что оператор "Аталанты" был младшим братом Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана. Интересно сопоставить служение разным целям и задачам. Виго прославлял свободу маленького человека, а  Дзига Вертов строил монументальный несуществующий образ человека, жителя советской страны, сконструированного искусственно, но гениально. В "Аталанте" мы видим полную противоположность "совкам"- людей другого рода , по сути слабохарактерных, слабых, не встроенных и желающих встраиваться в какую-либо систему.
.
Композитор фильма - Морис Жобер. 34 год -  самое начало звукового кинематографа. Виго был один из тех гениальных людей, которые в полной мере поняли, что такое звук в кинематографе и как его креативно использовать, хотя многие корифеи были не в состоянии адаптироваться к звуковому кино (например Чаплин). В "Аталанте" важны звуковые сцены - с граммофоном, когда папаша Жюль ставит палец на пластинку и она вдруг начинает играть  а на  самом деле юнга музицирует на аккордеоне вне кадра. Тема живого сопровождения, которое было свойственно немому кино переходит в плоскость фонограммы, у Виго ещё и обыграно. Музыка звучит почти весь фильм. Обилие музыки в фильме часто говорит о беспомощности режиссёра, который не знает как связать картину в единое целое и вызвать необходимые эмоции.  "Аталанта" - один из первых случаев, когда музыка на 100% подходит , задает тон, не заслоняя визуальный образ.
.
граммафон

.
Tags: 1934, Аталанта, Дита Парло, Жан Виго, Мишель Симон, французское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments